0
821
Газета Полемика Интернет-версия

31.10.2001 00:00:00

Думская горизонталь

Тэги: полемика, дума, объединения


Одна из особенностей нынешней Думы - возрастание роли разнообразных межфракционных депутатских объединений (МДО). Конечно, они существовали и раньше, но с начала 2000 года начался просто-таки настоящий "бум МДО". Ныне их более 30. Причем ряд межфракционных структур по численности беспрецедентен. В "ЗУБР" (объединение, выступающее за союз Украины, Белоруссии и России) записались 142 депутата. В "Энергию России", которую мне доверено возглавлять, - 122. Весьма крупные депутатские силы объединились также в МДО "Российские инвестиции", "Деловая Россия", "Депутатский продовольственный совет", "Границы России" и в некоторые другие.

Эта тенденция в развитии нашего парламентаризма еще как следует не осмыслена. Поэтому любые попытки ее анализа надо, безусловно, приветствовать. В этом смысле привлекает внимание статья Екатерины Михайловой "Теневые структуры" Думы". Автор высказывает ряд интересных суждений и, с одной стороны, характеризует создание МДО как "положительный фактор, который продвигает нас к цивилизованным формам парламентаризма". В то же время статья пронизана множеством опасений. Не берут ли МДО на себя слишком много, становясь определяющей силой в принятии политических решений? Не подменяют ли профильные комитеты? Не идем ли мы опять неким особым путем, игнорируя опыт развития мировой парламентской культуры?

Межфракционные объединения - отнюдь не некое поветрие и не сугубо российское изобретение. Просто востребуется эта форма в определенных условиях, на определенном этапе развития демократии. В странах, обладающих развитой многопартийностью, есть огромный опыт межфракционного взаимодействия, создания всевозможных коалиций, союзов, использования широкого спектра консультационных и согласительных механизмов. Здесь в специальных межфракционных объединениях зачастую просто нет нужды, ибо вокруг парламентов и так существует множество дискуссионных клубов, круглых столов и т.д., где и депутаты, и представители деловых кругов, и общественные деятели могут совместно искать общие подходы к законодательным проблемам. Иными словами, наряду с жесткими вертикалями, основанными на партийной иерархии (фракции, парламентские группы и т.д.), в развитых демократических системах вполне достаточно и горизонтальных связей, обеспечивающих надежное межфракционное взаимодействие.

Рост числа МДО как раз и стал тем средством, которое позволило наиболее быстро наладить думскую горизонталь взаимодействия. Кстати, отнюдь не случайно львиная доля межфракционных объединений оказалась связана либо с экономической тематикой, либо с интересами регионов, либо с проблемами укрепления государственности. Это наиболее деиделогизированные зоны. Любителю поскандалить или помитинговать на заседаниях, скажем, объединения "Товаропроизводители России" или "Правопорядок", куда люди, в общем, добровольно собираются для обсуждения каких-то "скучных" специальных проблем, делать нечего.

Могут ли МДО стать "новыми центрами выработки и принятия политических решений", которые начнут подменять собой фракции или профильные комитеты? Спекуляций на эту тему достаточно. Вспоминаю, как сразу после создания "Энергии России" в прессе замелькали инсинуации, что это, мол, создается чуть ли не костяк новой партии "под Черномырдина". Мне, только назначенному в ту пору председателем думского комитета, было весьма неприятно читать и слышать предположения о том, что теперь, мол, в законотворческой работе неизбежно будет раздрай и неоправданный дубляж. Но на деле нам с Черномырдиным быстро удалось наладить самое конструктивное сотрудничество. А затем именно он был в числе тех, кто рекомендовал мою кандидатуру на смену себе в "Энергию России".

Если дело не осложняют какие-то личные амбиции, то наличие "родственного" МДО только благо для любого профильного комитета. Хотя наивно полагать, что голоса членов МДО каким-то образом комитет может "записывать в свой актив". Михайлова высказывает опасение, что, мол, раз Катренко возглавил ныне и комитет, курирующий ТЭК и "Энергию России", то может возникнуть - ни мало ни много - "разбалансировка всей структуры Госдумы". По ее мнению, наш комитет таким образом "пополнился 122 голосами, входящими в МДО". Помилуйте, каким же это образом!? Тут, по-моему, проявляется явное непонимание отношений в треугольнике "Фракция-комитет-МДО". Комитет никоим образом не может распоряжаться депутатскими голосами. И МДО тоже. Влиять, убеждать они могут. Но реальная власть над голосами своих членов - только у фракций и депутатских групп.

В последнее время именно со стороны фракций ощущается повышенная заинтересованность в усилении своего представительства в МДО. Скажем, коммунисты, понимая, что в преддверии прохождения в Думе важных энергетических законов в рамках "Энергии России" будут организовываться серьезные обсуждения их концепций с привлечением экспертов, с организацией поездок депутатов на крупнейшие объекты ТЭКа, решили недавно дополнительно отрядить в состав нашего МДО таких видных представителей своей фракции, как лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, старейшина депутатского корпуса Егор Лигачев. Усилило свое представительство и "Единство". В состав "Энергии России" вошел сам лидер фракции Владимир Пехтин. Подобные же пополнения, насколько я знаю, произошли и в некоторых других МДО.

Так что, как видим, речь не только не идет о какой-то экспансии межфракционных объединений или создании некоего "теневого кабинета" законодательной власти. Наоборот, экспансию в позитивном смысле слова ведут сами фракции в отношении МДО. И их понять вполне можно, ведь работа на этой площадке дает возможность включаться в работу по тем или иным законопроектам на самой ранней стадии, подключать дополнительные интеллектуальные ресурсы и ресурсы влияния.

Являются ли МДО лоббистскими структурами? Некоторые, в том числе и автор статьи в "Независимой газете", полагают, что именно ради лоббистских целей они и создаются. Причем, как водится, само слово "лоббизм" у нас заранее воспринимается как нечто зазорное и нечистое. В принципе эта тема, как и вопрос о том, правомерно ли вообще называть депутатов лоббистами, заслуживает отдельного разговора.

В Думе, понятно, есть и отдельные депутаты, и целые группы, отстаивающие интересы отдельных отраслей и компаний. Раньше каждая из таких групп влияния шла напрямую в комитет, пытаясь всеми силами продавливать те или иные вопросы. Теперь им волей-неволей приходится считаться с тем, что есть "Энергия России", где что-то продавить силовым путем невозможно, ведь рядом такие же точно профессионалы, с которыми надо находить консенсус. Так что вопреки точке зрения Михайловой на деле получается, что МДО не только не являются примитивным лоббистским инструментом, но, наоборот, существенно корректируют лоббистские группировки, направляя их в цивилизованное русло. n

Владимир Семенович Катренко - председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи, председатель Cовета МДО "Энергия России".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1685
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4188
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2307
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2607

Другие новости