0
1331
Газета Политика Интернет-версия

02.07.2003 00:00:00

Балканский гордиев узел

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский журналист и политолог.

Тэги: Балканы, Папа, визит, Босния, Хорватия


Сотая и сто первая поездки Папы Римского Иоанна Павла II, несомненно, были самыми трудными и мучительными. И не столько из-за плохого самочувствия Понтифика, сколько из-за того, что ему пришлось побывать в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Именно в этих республиках бывшей Югославии помимо недавних военных конфликтов издавна бытует межрелигиозная ненависть, приводящая к периодическим кровопролитным стычкам между католиками, православными и мусульманами.

Начнем с поездки в Боснию и Герцеговину. 22 июня Иоанн Павел II прибыл в столицу Сербской Республики город Баня Луку. Формальным поводом поездки послужила беатификация католика мирянина Ивана Мерца, родившегося в этом городе в 1896 г. и скончавшегося в 1928-м. Примечательно, что сама его канонизация никакой особой полемики не вызвала. Дело в том, что визит Папы в Баня Луку оживил воспоминания об ужасах 90-х годов прошлого столетия. Тогда город был центром ожесточенных боев между сербами, хорватами и мусульманами, во время которых были совершены все мыслимые и немыслимые преступления против человечности.

По словам католического епископа Баня Луки Франьо Комарица, во время межэтнического конфликта в бывшей Югославии в Боснии и Герцеговине православными сербами и мусульманами были разрушены около 200 католических церквей, убиты тысячи людей, из страны изгнаны 450 тыс. хорватов. Что касается православных, то они довольно сдержанно отнеслись к визиту Папы, ведь и у них тоже своя боль: это и взорванные монастыри, и множество разрушенных храмов, и десятки тысяч беженцев. Именно поэтому контакты Иоанна Павла II с православными иерархами были скорее случайными. Фактически они ограничились беседой с епископом Баня Луки Ефремом во время встречи с членами Межрелигиозного совета Боснии и Герцеговины, поскольку глава Сербской Православной Церкви Патриарх Павел отказался встретиться с Понтификом.

Безусловно, Иоанн Павел II вполне осознавал всю сложность ситуации. Во время литургии в монастыре Святой Троицы в Петричеваце под Баня Лукой он, назвав город "замученным страданием и кровью", признал вину "сынов Католической Церкви" за "прегрешения, совершенные против людей, их достоинства и свободы". Римский Первосвященник воззвал к "Всемогущему Богу", чтобы Тот вселил в верующих "стремление к взаимному прощению". Его слова были положительно оценены тремя членами президентского совета Боснии и Герцеговины: сербом Бориславом Паравацем, хорватом Драганом Човичем и босняком (мусульманином) Сулейманом Тихичем.

И тем не менее, по словам представителя Сербской Православной Церкви, литургия в Петричеваце - это не что иное, как "провокация". Дело в том, что во время Второй мировой войны, когда в Хорватии (тогда включавшей и часть Боснии) правил фашистский режим усташей Анте Павелича, этот город стал свидетелем страшных событий. Именно в то время в монастыре Святой Троицы подвизался монах-францисканец Томислав Филипович, ярый сторонник усташей и их политики насильственного "обращения" православных сербов в католицизм.

Согласно некоторым свидетельствам, этот монах в феврале 1942 г. участвовал в побоище сербов, учиненном усташами в поселках Дракулич, Мотике и Шаргович, где были убиты 2730 человек. После этого ему присвоили кличку "фра Сатана" ("брат Сатана"), и лишь в апреле того же года орден францисканцев исключил его из своих рядов. Впоследствии Филипович под именем Мирослава Майсторовича стал начальником усташского лагеря Ясеновац, в котором погибли десятки тысяч сербов, евреев и цыган наряду с хорватскими антифашистами. "Только в обстановке подлинного примирения, - сказал Папа в Петричеваце, - память о стольких невинных жертвах и их мученичестве не будет напрасной".

В такой весьма неоднозначной обстановке канонизация Ивана Мерца для Иоанна Павла II явилась знаком примирения и экуменизма. Этот человек был благочестивым католиком, жил практически как аскет и, когда тяжело заболел, посвятил свои страдания Христу. Мерц получил прекрасное европейское образование, учился в Париже, Вене и Загребе. Он основал молодежную организацию "Хрватски Орловски Савез" ("Союз хорватских орлов"), члены которого обязывались жить по строгим христианским принципам.

Балканы - противоречивый регион, где вспышки ненависти в истории чередуются с порывами любви и примирения. Сотая поездка Иоанна Павла II в Хорватию, состоявшаяся с 6 по 9 июня, по своей атмосфере несколько отличалась от боснийской. Во время нее Папа, объехав стороной Загреб, город, связанный не с лучшими воспоминаниями в католическо-православных отношениях, посетил провинциальный городок Дьяково в Славонии. Здесь в католическом соборе он молился над гробницей епископа Йосипа Юрая Штросмайера, долгое время (до своей смерти в 1905 г.) возглавлявшего местную римско-католическую епархию. Штросмайер был сторонником культурно-политического единства южнославянских народов, поборником диалога и сближения между католиками и православными, не только сербскими, но и русскими. На Первом Ватиканском соборе в 1870 году он выступил против предложенного Пием IX догмата о непогрешимости Папы, опасаясь, что этот догмат затруднит диалог с православием.

Иоанн Павел II ездил на Балканы и раньше. Например, в 1998 г. он посетил Сараево и Загреб, где прошла канонизация Алоизие Степинаца - фигуры неоднозначной. Степинац был Загребским архиепископом именно в период "Независимого Государства Хорватия" ("Независна Држава Хрватска", НДХ), созданного в 1941 г. на развалинах королевской Югославии при поддержке Муссолини и Гитлера. Основатель этого "государства", так называемый "поглавник" ("вождь") Анте Павелич совершил против сербов, евреев и цыган преступления, от которых содрогались даже эсэсовцы. Он проводил на Балканах кампанию насильственного обращения православных в католицизм, устраивая массовое истребление тех, кто этому противился.

Сначала глава Католической Церкви дипломатично приветствовал основание НДХ, назвав ее в пастырском послании как "наиболее значительное событие в жизни хорватского народа, среди которого мы действуем как глашатаи слова Христова". Впоследствии Степинац с сожалением признавал, что, когда началась кампания по насильственному "обращению" православных сербов, в ней участвовали и католические клирики. В послании католическому духовенству он напомнил, что "обращения", состоявшиеся под угрозой жизни и благополучия людей, недействительны. Он писал: "Роль и задача христиан заключаются прежде всего в спасении человека. Когда нынешние дикие и безумные времена пройдут, останутся в нашей Церкви только те, кто обратился по собственному убеждению, между тем как другие вернутся в свою веру". Поэтому он рекомендовал выдавать православным и евреям, если они об этом попросят, фиктивные справки о крещении, понимая это как "ложь во спасение", направленную на сохранение их жизни в чрезвычайной ситуации. Степинац распорядился о том, чтобы епархиальные архиереи уведомляли его об эпизодах насилия над православными. Сохранилось письмо мостарского епископа Алоизие Мишча, сообщавшего, что усташи "из Мостара и Чаплины погрузили в шесть железнодорожных вагонов матерей с детьми меньше восьми лет, довезли до станции Сурманцы, где их высадили и заживо погребли в глубоком рву", а "в приходе Клепча были убиты шестьсот православных из окружающих деревень". Степинац передал эти свидетельства Павеличу, но подобные разоблачения ни к чему не привели.

Имеются документальные свидетельства, что загребский архиепископ старался по мере сил предотвратить депортацию хорватских евреев в концентрационные лагеря. В нескольких случаях он проявил самостоятельную инициативу, когда в 1943 г. приютил в епархиальном здании в Брезовице под Загребом 60 евреев, спасая их от депортации в Германию. Тем не менее некоторые обозреватели отмечают, что хорватская католическая печать в целом поддерживала режим Анте Павелича, а слишком слабый протест Степинаца, по их мнению, не смог изменить ситуацию: преследования и побоища продолжались до падения НДХ, когда фашистский режим сменила не менее кровавая власть титовских коммунистов.

Степинац был арестован после войны и отдан под суд по обвинению в коллаборационизме с нацистами и пособничестве усташскому режиму. 11 октября 1946 г. его приговорили к 16 годам исправительно-трудовых лагерей строгого режима. Пять лет он провел в тюрьме Лепоглавы, а в 1951 г. Тито сменил меру наказания на ссылку в село Красич, где он и умер 10 февраля 1960 г. В январе 1953 г. Папа Пий XII произвел его в кардиналы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
240
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1257
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1777
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1283

Другие новости