0
1612
Газета Политика Интернет-версия

06.04.2005 00:00:00

Православный Киев между Вторым и Третьим Римом

Тэги: киев, дискуссия, канон, рпц


Архиепископ Скопелоский Всеволод (Коломыйцев-Майданский), представляющий православные украинские приходы Константинопольского Патриархата в США, выступил 24 марта в Киеве с необычайно резким заявлением. По сообщению украинских СМИ, это произошло на встрече с президентом Украины Виктором Ющенко. По мнению архиепископа, "Мать-Церковь, Константинопольский Патриархат, считает, что ее дочь - Московский Патриархат - имеет ту каноническую территорию, которая была у этой Церкви до 1686 г. Подчинение Киевской Митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Синода Великой Церкви".

Архиепископ возобновил многолетнюю дискуссию о каноническом подчинении Православной Церкви на Украине, которая, казалось бы, уже давно стала достоянием истории, начавшейся еще во времена крещения Руси князем Владимиром. Тогда в Киеве была учреждена митрополичья кафедра, на которую был определен епископ, зависевший от Константинопольского Патриарха. Первым русским митрополитом по желанию великого князя Ярослава Мудрого в 1051 г. стал монах Илларион.

Самоуправство русского князя возмутило греков. Ведь назначать архиереев мог только Константинопольский Патриарх или византийский император! Поэтому в 1054 г., после смерти Ярослава, Илларион был смещен с кафедры. Греки же стали периодически напоминать русским, что "без императора нет Церкви".

Впоследствии митрополичью кафедру, как и великокняжеский престол, перенесли из Киева во Владимир (1299 г.), а оттуда - в Москву (1326 г.). В 1441 г. Собор русских епископов при поддержке великого князя Василия II избрал без согласия Константинополя на московскую митрополичью кафедру епископа Иону. С этого момента начинается автокефалия (самоуправление) Русской Церкви. В 1589 г. Константинопольский Патриарх Иеремия II возвел митрополита Московского Иова в сан Патриарха.

Совершенно по-другому складывалась история Православной Церкви на Западной Руси (современные Украина и Белоруссия). Западнорусские князья отказывались признать над собой власть московского великого князя и московского митрополита. В 1302 г. по их требованию Константинопольский Патриарх учредил вторую русскую митрополию с центром в Киеве.

Впоследствии идея раздела Русской Церкви постоянно использовалась противниками объединения русских земель.

В 1458 г. Константинопольский Патриарх Григорий IV Мамма, сторонник унии с Католической Церковью, определил на всероссийскую митрополию Григория Болгарина, такого же сторонника унии. В течение 10 лет Григорий старался о введении унии, но, не добившись успеха, присоединил митрополию к Константинопольскому Патриарху.

После вхождения Восточной Украины в состав России неизбежным стал вопрос о соединении Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. Вопреки возражениям Константинополя воссоединение произошло в 1686 г.

Пока Украина находилась в составе Российской империи, "украинский вопрос" в церковном аспекте как бы не существовал. Он возник лишь в 1924 г., когда архиепископ Волынский Дионисий (Валединский) обратился в Константинопольский Патриархат по поводу образования автокефальной Польской Церкви на землях, некогда входивших в состав Киевской митрополии. Невзирая на протесты Русской Церкви и ее главы Патриарха Тихона, польские епископы при поддержке Константинопольского Патриарха объявили Дионисия митрополитом Варшавским и всея Православной Церкви в Польше.

Патриарх Тихон заявил, что Русская Церковь не благословит самостоятельного существования Православной Церкви в Польше. Но митрополит Дионисий не внял призыву Москвы к соблюдению канонов. Он обратился к Константинопольскому Патриарху Григорию VII с просьбой признать автокефалию Польской Церкви. 13 ноября 1924 г. Специальная комиссия рассмотрела этот вопрос и пришла к выводу, что присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату произошло вследствии симонии (подкупа), а потому незаконно и аннулируется.

Григорий VII подписал томос (постановление) о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В нем недвусмысленно заявлялось, что Киевская Митрополия, "незаконно" отторгнутая Москвою в 1686 г., должна подчиняться Константинополю. Вслед за приходами в Польше в юрисдикцию перешли многие украинские приходы по всему миру.

С небывалой остротой "украинский вопрос" возник после распада СССР, когда православие пережило там ряд расколов. Сейчас в стране существуют три крупные Православные Церкви: Украинская Церковь Московского Патриархата, Украинская Церковь Киевского Патриархата и Украинская Автокефальная Церковь. Константинополь вновь стал заявлять, что никогда не признавал юрисдикции Москвы над Церковью Украины. Хотя в июле 1993 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей официально заявил, что он признает только одного канонического киевского митрополита, подчиняющегося Московскому Патриархату.

Заявление, сделанное архиепископом Всеволодом, вызвало незамедлительную реакцию Москвы. Патриарх Алексий II в беседе с журналистами 29 марта заявил, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - "единственная Церковь, которая имеет право объединить вокруг себя все ветви украинского православия, которые сегодня раздроблены и находятся в состоянии раскола".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1964
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
942
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4650
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3597

Другие новости