0
2165
Газета Политика Интернет-версия

02.11.2005 00:00:00

Параллельные вертикали

Иван Лыкошин

Об авторе: Иван Сергеевич Лыкошин - политолог.

Тэги: ваххабизм, джихад, шариат, мусульманство


Слова "ваххабизм", "джихад" или "шариат", ранее знакомые лишь исламоведам и самим мусульманам, прочно вошли в лексикон российских граждан. Однако иерархическая структура российского мусульманского сообщества, или уммы, остается весьма закрытой и непонятной не только для представителей иных религий, но зачастую и для самих мусульман.

Например, особую сложность представляет то обстоятельство, что российские мусульмане подчинены абсолютно разным структурам и разным лидерам. Вопрос "кто главнее?" - Равиль Гайнутдин или Талгат Таджуддин - давно стал для российского обывателя тайной о семи печатях, равно как и принципиальное непонимание различий между Центральным Духовным управлением мусульман, Советом муфтиев России, Высшим координационным центром духовных управлений мусульман России.

Тем более странной выглядит сложившаяся в России ситуация для тех, кто еще помнит стройную систему административного подчинения советского периода. Она включала в себя всего четыре крупных Духовных управления, сформированных по географическому и отчасти религиозному признаку, выделявшему азербайджанских шиитов в отдельную структуру.

Монография Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества России", выпущенная этой осенью информационно-издательской продюсерской компанией "ИХТИОС" и Союзом писателей России, является в высшей степени своевременной. В ней подробно проанализированы внутренний механизм административного кризиса, поразившего мусульман России, его причины, предпосылки и внутренняя мотивация.

За нейтральным заглавием кроется главная тема исследования - состояние и раскол исламского сообщества в России, который, по мнению автора, до сих пор окончательно не преодолен. Представив читателю краткий экскурс в историю российского ислама, автор дает подробнейшую и беспристрастную хронологию событий, произошедших в сообществе мусульман с 1989 по 2004 год.

Особый интерес для читателя представляет авторская оценка численного состава российской уммы, которую в одном из выступлений перед зарубежными мусульманами президент России оценил в 20 млн. человек. Однако, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года., эта цифра несколько иная, а именно 14,4 млн. Силантьев подчеркивает, что и в это число включены все так называемые "этнические мусульмане", то есть каждый башкир или татарин по этим данным может считаться настоящим мусульманином. Экспертная оценка автора определяет число мусульман в России в пределах 11-12 млн. человек, тогда как "некоторыми муфтиями и исламоведами называются цифры в 25, 35 и даже 45 млн. человек".

Не менее интересным представляется и раздел, посвященный региональной истории российского ислама. Помимо хроники сложных межэтнических конфликтов среди мусульман Поволжья или многочисленных народностей Северного Кавказа весьма любопытной выглядит история Духовного управления мусульман Республики Карелия, представленных в основном этническими христианами, принявшими ислам и исповедующими его в весьма радикальных формах.

Стоит отметить, что история отечественного ислама даже в научно-беспристрастном изложении Романа Силантьева становится временами увлекательнее любой беллетристики.

Автор не дает прямых оценок деятельности того или иного мусульманского лидера, как и методам борьбы с оппонентами, избранными инициаторами раскола.

В числе основных объективных и субъективных причин раскола Роман Силантьев уверенно называет проблемы этнического паритета, такие, как, например, татарско-башкирский конфликт в Поволжье или конфликт между дагестанцами и другими народностями в ДУМ Северного Кавказа, вопросы политической мотивации, религиозной составляющей и, конечно же, личностных взаимоотношений.

Весьма драматическим выглядит эпизод, положивший, по мнению автора, формальное начало расколу, когда на открытии мечети "Таубе" в Набережных Челнах имам мечети нарушил распоряжение Верховного муфтия Талгата Таджуддина об установке специально изготовленного витража, помимо исламской символики изображавшего также и крест. Этим и не преминули воспользоваться его противники.

Анализ раскола российской уммы не стоит сводить к простому делению на "плохих и хороших". Налицо ярко выраженная борьба двух основных структур за главенство в сообществе. Кто именно и в какой степени использует рычаги политического влияния, чтобы дестабилизировать обстановку в стране, становится ясным после прочтения книги Романа Силантьева - первого по масштабу и глубине анализа исследования исламского сообщества современной России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1657
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4144
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2283
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2583

Другие новости