0
1895
Газета Политика Интернет-версия

16.04.2008 00:00:00

Шейхи, муфтии и архиепископ

Наима Нефляшева

Об авторе: Наима Нефляшева - старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

Тэги: северный кавказ, регион, христианство, ислам


северный кавказ, регион, христианство, ислам Чечня, Грозный, 1990-е годы. Молитва стала для чеченцев частью повседневной жизни.
Фото Владимира Павленко (НГ-фото)

Современный Северный Кавказ – предельно мифологизированное пространство. В обыденном восприятии этого региона не принимается в расчет пережитый вместе со страной имперский, советский и постперестроечный опыт. Реальность заменяется набором методично сконструированных мифов о Кавказе как неком уникальном, почти что заповедном пространстве, где достойная репутация якобы составляет конкуренцию материальной состоятельности, ритуал способен преодолеть хаос и сохранить стабильный миропорядок, седовласые старцы вершат судьбы общин и джамаатов, а мужское и женское сосуществуют не в борьбе, но в единстве противоположностей.

Высшее проявление подобной подмены понятий – представление о неких незыблемых религиозных авторитетах, власть которых, влияя на логику индивидуального и общественного поведения, выполняет на Кавказе функции идеологических скреп.

Возрожденный суфизм

Существование традиционных для Северного Кавказа монотеистических религий – христианства (зона традиционного распространения – Ставропольский край, Ростовская область, Краснодарский край) и ислама (семь северокавказских республик) имеет разные вариации в каждом регионе.

Ислам на Северном Кавказе с востока на запад распадается на региональные традиции. Если в Дагестане, Чечне и Ингушетии он определяет образ жизни и поведенческие стереотипы, то на территории Центрального Кавказа исламский вектор взаимодействует с православным (осетины, моздокские кабардинцы), а на Западном Кавказе (адыги, карачаевцы, балкарцы, ногайцы) – с этническими морально-нравственными кодексами.

Возрождение ислама на Северном Кавказе во второй половине 80-х годов активизировало суфийскую традицию, представленную накшбандийским, кадирийским, шазилийским братствами (тарикатами). Она укоренилась среди народов Дагестана, чеченцев и ингушей с первой половины XIX века и не прерывалась даже в условиях жесткого давления в период государственного атеизма.

Суфизм – мистическое направление в исламе – предполагает особый индивидуальный путь познания Бога, в значительной степени основанный на медитативных практиках и трансовых техниках, которые суфий-неофит (мюрид) обязательно осваивает вместе со своим опытным и искушенным учителем (устазом, шейхом). Между учителем и учеником на всю жизнь складывается «связь сердец», скрепляющая суфийские братства как жестко организованные иерархичные структуры.

Членами этих братств на Северном Кавказе во все времена были известные политики, успешные бизнесмены и рафинированные интеллектуалы. Мюридами братства кадирийя были Джохар Дудаев и Ахмат Кадыров, последователем накшбанди был Доку Завгаев.

В Дагестане в настоящее время конкурируют несколько влиятельных шейхов, каждый из которых имеет колоссальный авторитет в регионе своего влияния и обладает завораживающей харизмой – это Саид-Афанди Чиркеевский, Арсланали-Афанди Гамзатов, Магомет-Мухтар Бабатов, Серажудин Исрафилов Хурикский, Магомет-Гаджи Гаджиев, Магомет Рабаданов, Магомет-Хабиб Ботлихский.

Наибольшее влияние на мусульманскую элиту Дагестана оказывает шейх Саид-Афанди. Фактически он является негласным экспертом многих властных инициатив в регионе, контролирует Духовное управление мусульман республики и духовное образование в Дагестане. В восприятии своих последователей Саид-Афанди, сам по себе символ суфийской традиции, ничем не уступает средневековым ученым, описанным известным швейцарским востоковедом Адамом Мецом: «Повсюду жители выходили ему навстречу вместе с женами и детьми, касались рукавов его одежды, чтобы обрести благодать, и уносили пыль его сандалий как лекарство».

Именно суфийские шейхи и их последователи первыми стали противостоять распространению салафитского движения на Северном Кавказе. Салафиты (неверно названные в массмедиа «ваххабитами») выступают за возвращение к кораническому монотеизму, в рамках которого невозможно существование некоего иного Знания, на которое претендуют местные шейхи с их чудесными историями, медитациями, святыми местами и сложными обрядами богопоминания.

Салафитский натиск

Вокруг идеи возвращения к истинному исламу салафитам удалось объединить людей с разными биографиями, уровнем образования и политическими предпочтениями.

Для интеллектуалов реформированный ислам стал возможностью мобилизовать людей, уставших от лжи и стагнации советского режима с его единомыслием и предельно ограниченными возможностями социальной реализации. Для людей с уголовным прошлым салафитские общины зачастую выполняли функции, с которыми не справлялось государство, были символом справедливого социального устройства, компенсировали их маргинальный общественный статус, становились новой семьей, давали ощущение социальной защищенности и востребованности.

Особое место в салафитских общинах Северного Кавказа занимают так называемые «молодые мусульмане». Это молодые люди, родившиеся в начале 70-х – середине 80-х годов, для которых утраченный советский политический и культурный опыт был удаленной во времени частью трагической истории их родственников, мало что значил и напрямую не задевал личных переживаний. Система высшего образования на Северном Кавказе была коррумпированной, выбор социальных стратегий – ограниченным. Салафизм оказался единственным путем к общественному признанию для молодежи.

Кроме того, салафитская община предлагала им принципиально иной круг социальных связей. Взамен привычных клановых взаимоотношений, замешанных на соперничестве семей и утомительных ритуальных обязательствах, молодежь получала новый единственно возможный «мир», основанный на подлинных чувствах взаимного уважения.

Специалисты выделяют три типологические разновидности салафизма, существовавшие на Северном Кавказе в 90-е годы: умеренную, радикальную и ультрарадикальную.

Умеренный салафизм в Дагестане был представлен последователями Ахмадкади Ахтаева, основателя первой в СССР религиозной исламской организации, умершего при загадочных обстоятельствах в 1998 году. Он был противником вооруженного джихада, придерживался гибкой позиции по ряду религиозно-правовых вопросов, ему удавалось гасить конфликтогенный потенциал, присутствующий во взаимоотношениях с Москвой. Вместе с тем Ахтаев последовательно отстаивал идею объединенного Кавказа как единственной возможности противостоять имперскому давлению со стороны России.

В Адыгее умеренный салафизм был представлен репатриантом из Косово, адыгом Рамаданом Цеем, в течение пяти лет направлявшим все свои усилия на распространение исламских знаний в его собственной салафитской версии. После депортации Цея в 2004 году в Турцию под предлогом нарушения паспортно-визового режима эта традиция в Адыгее угасла.

Радикальный ислам в Дагестане был представлен Багауддином Кебедовым, Аюбом Омаровым (Астраханским), лидером дагестанской общины в Астрахани, в Кабардино-Балкарии – Мусой Мукожевым, в Карачаево-Черкесии – Рамзаном Борлаковым (погиб в 2000 году во время второй чеченской войны), Ачимезом Гочияевым, их преемником Хизиром Салпагаровым, а также Вахтангом Алиевым, группа которого, известная как «банда убийц милиционеров», была ликвидирована в конце 2006 года.

Ультрарадикальные салафиты – бывшие лидеры Ичкерии Зелимхан Яндарбиев, Шамиль Басаев, Аслан Масхадов. Однако их в первую очередь интересовал политический проект построения в Чечне шариатского государства с перспективой объединения всего мусульманского Кавказа. Идеи салафийи использовались ими лишь в качестве инструмента.

С дагестанскими ультрарадикалами связывают ошеломившие весь Северный Кавказ убийства 50 представителей духовенства, проводивших последовательную «антиваххабитскую» линию.

Законодательный запрет ваххабизма в Дагестане и Чечне, ликвидация ваххабитских общин, мечетей и медресе, филиалов благотворительных фондов, поддерживающих ваххабизм на Северном Кавказе, изменили подход к проблеме, однако не снизили риски активизации радикальных салафитских идей не только на Восточном, но и на Западном и Центральном Кавказе с его неоформленными и рыхлыми исламскими традициями и институтами.

Что могут муфтияты?

На фоне колоссальных сдвигов, произошедших в исламском ландшафте Северного Кавказа, воплощением незыблемости исламской духовной традиции выглядит официальное духовенство, представленное в муфтиятах, или духовных управлениях.

Самостоятельное Духовное управление для мусульман Северного Кавказа с центром в Махачкале было создано советским режимом только в 1944 году, в начале 2000 года на Северном Кавказе оформилось восемь муфтиятов – духовных управлений Адыгеи и Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставрополья, Северной Осетии, Дагестана, Ингушетии, Чечни.

Современные официальные мусульманские лидеры усердно демонстрируют лояльность федеральной и региональной власти, заседают в межрелигиозных советах, совершают показательные вояжи по регионам России и Ближнему Востоку, не сходят с экранов местных ТВ в дни мусульманских праздников, из года в год повторяя банальности и цитируя одни и те же коранические айяты.

Финансовые потоки от строительства мечетей и организации хаджа, а это сотни тысяч долларов ежегодно, стали одним из важнейших источников материального процветания чиновников из муфтиятов, особенно на северо-востоке региона.

Не все постсоветские муфтии обладают знаниями, достаточными для столь высокого поста, однако недостаток образования с успехом компенсируется их благочестием, степенностью, рассудительностью, способностью устанавливать коммуникации по всем правилам кавказского этикета, особенно регламентированным на территории Кабардино-Балкарии и Адыгеи. Это органично вписывает официальное мусульманское духовенство в кавказский «мужской» дискурс, что заранее дает им определенные авансы и дополнительный ресурс влияния. Их устойчивые выигрышные позиции – поддержка властей в борьбе с салафизмом, поощрение строительства мечетей, увеличение показателей числа мусульман, совершивших паломничество в святые земли Аравии, оказываются недостаточными для разрешения реальных проблем современной северокавказской уммы, а принятые решения носят не опережающий, а запаздывающий характер.

Казус Феофана

Духовные управления мусульман на Северном Кавказе даже не пытаются инициировать проекты, способные остановить радикализацию общины. В то же время Русская Православная Церковь становится в этом регионе силой, взявшей на себя ответственность за консолидацию общества. Приоритетная поддержка государства уже негласно сделала православие государственной религией, а РПЦ – главной российской конфессией. На Кавказе действуют 6 епархий РПЦ – Майкопская и Адыгейская, Ставропольская и Владикавказская, Элистинская и Калмыцкая, Екатеринодарская и Кубанская, Бакинско-Каспийская, Ростовская и Новочеркасская.

На Северном Кавказе имеется разветвленная, динамично развивающаяся сеть православного образования. Высшие учебные заведения – Ставропольская духовная семинария, Армавирский православно-социальный институт, филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Ростове – определяют направление мышления в среде интеллектуальной православной молодежи. Сотни воскресных школ и учебные заведения с православным уклоном – лицеи, гимназии, казачьи школы – замыкают эту систему, подкрепленную лекциями по истории Православной Ццеркви в обычных школах, «снизу». Православная пресса, издающаяся тысячными тиражами, регулярные передачи на светских каналах региональных ТВ, существование собственных православных телеканалов (телеканал «Дон» Ростовской и Новочеркасской епархии), интернет-порталы, ежегодные конференции, православные фестивали и духовные чтения, грамотно отработанные пиар-технологии создают мощное коммуникативное пространство, в пределах которого обратная связь работает безупречно.

Демонстративно не поддерживая оппозиционные правительству политические партии и движения, РПЦ на Северном Кавказе удалось установить прочные и стабильные отношения с местными властями, что позволяет получать им значительные финансовые субсидии из бюджетных средств, городские здания без арендной платы, привлекать частный капитал в строительство приходских школ и т.д. В 1996 году Краснодарская епархия получила под здание епархиального управления двухэтажный особняк в центре Краснодара и 250 млн. руб., а в 2003 году ей же выделили 1,2 млн. руб. из краевого бюджета. Власти Ставрополья субсидировали строительство кафедрального собора в Ставрополе.

«Медовый месяц» власти с РПЦ находит логическое продолжение в участии представителей городских администраций в проектах самого разного характера. При этом конфессиональная и этнокультурная принадлежность власть предержащих не имеет никакого значения: в 2003 году Хазрет Совмен, будучи президентом Адыгеи, безвозмездно передал в распоряжение РПЦ территорию турбазы «Романтика», где прежде размещался один из крупнейших на Кавказе монастырских комплексов.

Православные епархии на Кавказе по негласной договоренности со своими извечными партнерами и конкурентами – официальными муфтиятами – сохраняют статус-кво и не предпринимают взаимных прозелитских акций. Многолетний штиль в их взаимоотношениях породил типологически новую фигуру – архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Ашуркова), ректора Ставропольской духовной семинарии, с 2005 года – члена Общественной палаты РФ. С его появлением, похоже, заканчивается эпоха круглых столов и взаимных реверансов и начинается отчет качественно другого времени.

В отличие от своего предшественника, покойного митрополита Гедеона (Докукина), отношения которого с мусульманами всегда отличались корректностью и подчеркнутым уважением, новый епископ демонстрирует новый тип поведения. Очевидно, что именно Феофан «позволил» своему подчиненному – благочинному православных церквей Северной Осетии протоиерею Владимиру Самойленко под благовидным предлогом уклониться от встречи с муфтием Равилем Гайнутдином во время его пребывания во Владикавказе в рамках «Миссии мира по республикам Северного Кавказа» (март 2007 года). Феофан последовательно, энергично и настойчиво продвигает идею преподавания ОПК в школах Северного Кавказа. Именно при его активном участии проект лоббируется в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии. Архиепископ также выступает за возведение на месте печально известной бесланской школы комплекса, включающего в себя православный храм. При этом хорошо известно, что в бесланской школе из 364 погибших 178 человек были мусульманами, они были воспитаны как мусульмане, похоронены как мусульмане и всегда будут поминаться как мусульмане.

На современном Северном Кавказе ни один духовный полюс ни имеет явных преимуществ и безусловной силы притяжения. Каждый из них замкнут в собственных политических интересах и целях, в каждом из них заложено, пусть и с известными ограничениями, конфликтное начало. В этих условиях только государственная власть на Северном Кавказе, обладающая колоссальным административным ресурсом и способностью мобилизовать интеллектуальные ресурсы, способна создать комплексную программу, которая не допустит разрастания противостояния на религиозном поле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4984
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2744
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3155

Другие новости