0
1509
Газета Политика Интернет-версия

04.04.2012 00:00:00

Саудовские реформы законсервировали

Григорий Косач

Об авторе: Григорий Григорьевич Косач - профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ.

Тэги: саудовская аравия, церковь


саудовская аравия, церковь Раз консервативному муфтию дали слово, это неспроста!
Фото Marwan Almuraisy

Принимая 12 марта в Эр-Рияде кувейтских парламентариев от религиозно-политических движений, выступающих за то, чтобы в их стране был принят закон о запрете строительства новых церквей, верховный муфтий Саудовской Аравии, председатель Совета высших улемов и глава Управления научных исследований (в области религии. – «НГР») и фетв Абдель Азиз бен Абдалла Аль Аш-Шейх заявил, что на Аравийском полуострове «должны быть разрушены все церкви». Муфтий использовал арабское слово «канаис», которое перевели на европейские языки как «церкви». Абдель Азиз бен Абдалла опирался на хадис: «На Острове арабов (арабское название Аравийского полуострова. – «НГР») не встречаются две религии». Жесткая точка зрения! Ее высказал не рядовой улем, а глава мусульманской религиозной элиты.

Абдель Азиз бен Абдалла принадлежит к семье потомков ханбалитского реформатора – Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба. В четырнадцать лет он поступил в готовивший проповедников эр-риядский Институт «имама призыва», далее – учеба на факультете шариата Исламского университета имама Мухаммеда бен Сауда. После окончания университета и до 1991 года работал там преподавателем. Абдель Азиза бен Абдаллу интересовала и общественно-религиозная деятельность – преподавание он совмещал с проповедями в мечети имама Турки бен Абдаллы (настоятелем которой он является сегодня) в столице и Таифе (летней резиденции королевской семьи). В 1986 году Абдель Азиз бен Абдалла был назначен в Совет высших улемов, в 1991 году введен в состав Управления научных исследований и фетв, четыре года спустя стал заместителем верховного муфтия, обязанности которого в том же 1996 году были возложены на него самого. Став верховным муфтием, он продолжил деятельность в области исламского призыва, возглавив интернет-проект «Нур аля ад-дарб» («[Божественный] Свет для путника»).

Восходящий к первой половине XVIII столетия (времени деятельности Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба) союз между саудовским «политическим классом», представленным правящей династией Аль Сауд, и семьей богословов Аль Аш-Шейх лежит в основе саудовской политической системы. В рамках этой системы задача клана Аль Аш-Шейх состоит в том, чтобы придавать легитимность власти и ее начинаниям, а также осуществлять идеологическую индоктринацию. Традиция требует, чтобы во главе высших религиозных институтов, а также связанных с религией министерств (исламских дел, вакфов, призыва и наставления; хаджа и до 2009 года юстиции) были выходцы из этой семьи.

На заявление верховного муфтия болезненно отреагировали в христианских странах. Но для специалистов-востоковедов проблема видится не только в том, что слова Абдель Азиза бен Абдаллы (трактуемые как фетва) были расценены как антихристианский выпад. Эпоха появления цитировавшегося им хадиса не предполагает, что Пророк имел в виду христианство – эта религия была ему известна хуже, чем иудаизм, с приверженцами которого он не раз вступал в конфликты, когда находился в мединском изгнании. Да и арабо-кораническое «канаис» – множественное число и от «канис» – синагога, и от «каниса» – христианский храм. Мусульманские улемы все еще спорят, что имеется в виду под «Островом арабов». Это Мекка и Медина (города, куда закрыт доступ немусульманам), Хиджаз или весь Аравийский полуостров, включая часть Ирака и Иордании? В эпоху Пророка и двух первых наследовавших ему халифов Абу Бакра и Омара иудеи населяли Йемен (где их непрерывное присутствие продолжалось до начала 1950-х годов), христиане – саудовско-йеменский Неджран, а огнепоклонники – Эль-Хасу (нынешнюю саудовскую Восточную провинцию). В наши дни христианские храмы (как католические, так и православные) действуют в Кувейте, Бахрейне (где открыты и синагоги для небольшой иудейской общины, а ее представительница – посол в Вашингтоне), Объединенных Арабских Эмиратах и Омане.

Муфтий Абдель Азиз бен Абдалла Аль Аш-Шейх не только расширительно трактует понятие «Остров арабов», призывая разрушить существующие в пределах полуострова храмы и синагоги. В начале 1990-х годов он был противником принятия нынешнего конституционного акта Саудовской Аравии – Основного закона государства, утверждая, что страна не нуждается в «созданном человеком» законодательстве. В 2006 году Абдель Азиз бен Абдалла вдохновил 38 саудовских религиозных деятелей на заявление «Призыв к людям Сунны в Ираке», называвшее «отступниками» иракских шиитов и призывавшее с ними бороться. В 2007-м он призвал разрушить купольные сооружения над могилами Пророка и его сподвижников в главной мечети Медины. Он был противником совместного обучения юношей и девушек в открытом в 2010 году Научно-техническом университете имени короля Абдаллы, как и расширения Высшего совета улемов на основе королевского указа 2009 года за счет законоучителей неханбалитских мазхабов – правовых школ суннизма. Абдель Азиз бен Абдалла против женской эмансипации, идет ли речь о вождении автомобиля или о трудоустройстве саудовок. Он одобряет практику наказаний для женщин, появляющихся в общественных местах без сопровождения родственников-мужчин.

Верховный муфтий Саудовской Аравии стоит на страже «чистоты» восходящей к ибн Абдель Ваххабу версии ханбалитского мазхаба. Муфтий пытается сохранить положение, которое существовало во времена его восхождения на вершину религиозного истеблишмента. Тогда до 11 сентября оставалось несколько лет, – казалось бы, будет существовать созданный афганскими талибами «исламский эмират», а Саудовская Аравия продолжит «экспорт» собственных «борцов за веру» в Боснию, Косово, Кашмир и Чечню, снабжая тамошних моджахедов средствами из фонда «Харамейн». Сегодня эта версия богословско-правовой системы оспаривается образованными либеральными саудовцами и противоречит реформационным начинаниям короля Абдаллы бен Абдель Азиза, в том числе инициированному им в июле 2008 года Диалогу религий и цивилизаций с участием деятелей ислама, христианства, иудаизма, индуизма и буддизма, первые конгрессы которого прошли в Мадриде и Нью-Йорке.

Однако слова Абдель Азиза бен Абдаллы должны восприниматься еще в одном аспекте. Он – чиновник в ранге министра. Саудовские улемы назначаются и освобождаются от должности королевскими указами. Если он остается на посту, то это определяется необходимостью поддержания баланса сил в королевской семье. Король мирится с фрондой верховного муфтия, чтобы не допустить стихийности развития процесса либерализации, – на саудовских «либералов» периодически обрушиваются удары под предлогом нарушения ими «шариатских норм». Саудовская пресса ни словом не упомянула заявление муфтия, а попытки автора этих строк использовать личные связи в Саудовской Аравии оказались безрезультатны. Есть основания предполагать, что короля не интересует внешняя реакция на заявление его верховного муфтия. Ведь мир по-прежнему нуждается в саудовской нефти, и на данный момент провозглашенный монархом процесс реформ, кажется, замораживается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
343
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
153
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
612
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
196

Другие новости

Загрузка...
24smi.org