0
1161
Газета Политика Интернет-версия

22.09.1999 00:00:00

Пора оторвать власть от трубы

Сергей Огнивцев

Об авторе: Сергей Борисович Огнивцев - доктор экономических наук, зам. директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики.

Тэги: экспорт, нефть, власть


ВКУС "Нефтедолларов" наше руководство впервые отчетливо ощутило во время энергетического кризиса 1973 г., когда цены на нефть выросли в 7 раз. Относительно недавно открытые и казавшиеся тогда неисчерпаемыми нефтегазовые богатства месторождений Западной Сибири при высоких мировых ценах привели власть в состояние легкой наркотической эйфории. За десять последующих лет мировая цена нефти выросла еще в 3 раза, а привычка решать многие проблемы за счет экспорта нефти и газа превратилась в устойчивую зависимость, подобную наркотической. Конечно, не стоит ни преуменьшать, ни (что делается чаще) преувеличивать значение "нефтедолларов" для советской экономики. Экспорт углеводородного сырья на мировые рынки в лучшие годы доходил лишь до 3% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, однако это был один из немногих источников валюты, на которую можно было закупать передовые западные технологии, зерно для нашего крайне неэффективного животноводства и дефицитные товары, шедшие по разнообразным распределительным сетям.

Случайно или нет, стремительное пятикратное падение цен на нефть в 1985-1990 гг. совпало с перестройкой и напоминало в конце 80-х наркотическую ломку всего общества. Кстати, огромные заимствования СССР горбачевского периода (около 70 млрд. долл.) почти полностью совпадают с недобором экспортной выручки, возникшей в результате падения мировых цен на энергоносители.

В начале 90-х Ельцин вырвал нефтегазовую трубу у советского руководства, но сам стал в еще большей степени жертвой "нефтедолларовой" зависимости, поскольку из-за падения производства и курса рубля экспорт нефти и газа уже стал доминировать в ВВП, а в 1999 г. почти вдвое превзошел бюджет страны.

Довольно быстро экономическая мощь топливно-энергетического комплекса (ТЭК) была трансформирована в политическую власть, и правительство страны почти весь период реформ возглавляли ставленники ТЭКа (Черномырдин и Кириенко). Достаточно посмотреть на список наших "олигархов", чтобы понять, что вся система нынешней экономической власти опирается на ТЭК. Интересы этого комплекса, естественно, главенствуют в государственной политике, а традиционно сильнейшие в советский период группировки военно-промышленного и отчасти агропромышленного комплексов (ВПК - АПК) оказались оттеснены от власти. Доминирование интересов добывающих отраслей по сравнению с обрабатывающими и высокотехнологичными уже привело Россию в ряды сырьевых стран, и без осознанного и направленного стратегического усилия нам не удастся сойти с траектории технологической деградации, экстраполяция которой превращает ТЭК в единственный действующий комплекс экономики, полностью работающий на экспорт.

Большинство важнейших решений в области экономической политики последнего времени так или иначе вело к дальнейшему обогащению и усилению ТЭКа в ущерб другим отраслям. Действительно, перед кризисом августа 1998 г. экспорт почти сравнялся с импортом и необходимо было принимать меры по снижению последнего. Можно было пойти по пути умеренной контролируемой девальвации (примерно на 30%), рекомендовавшейся тогда многими экономистами, при одновременном введении значительных импортных пошлин на большинство товаров. Правительство пошло на неконтролируемую четырехкратную девальвацию. Такое уменьшение курса рубля для импортеров эквивалентно 300-процентной импортной пошлине. Однако при том же уменьшении объема ввозимых товаров при использовании импортных пошлин разница в ценах шла бы в доход государству, а при падении курса рубля - фактически вся прибыль достается экспортерам, то есть в основном ТЭКу. Сейчас, когда значительная часть защитных возможностей девальвации бездарно исчерпана и импорт, например, мясопродуктов (без мяса птицы) уже достиг докризисного уровня, следует учесть накопленный горький опыт и перейти от девальвационной защиты внутренних рынков к тарифной, выгодной государству, АПК и высокотехнологичным отраслям.

Четырехкратная девальвация создала возможность проведения значительной направленной эмиссии. Неизбежность эмиссии после уже прошедших девальвации и инфляции следует из базового, признаваемого всеми экономическими школами закона рыночной экономики, в соответствии с которым произведение денежной массы на скорость обращения денег должно быть равно ценам, умноженным на объемы продаваемой продукции. Поскольку инфляция составила уже 100% и нет никаких оснований считать, что деньги стали обращаться быстрее, то для обслуживания прежнего товарооборота необходимо было бы эмитировать еще 100% денег в наличной и безналичной формах, а это около 400 млрд. руб. Поскольку все рынки, включая продовольственные, значительно сузились, безопасный уровень эмиссии можно оценить в 250 млрд. руб. Косвенные данные дают возможность оценить размер уже имеющейся в этом году эмиссии в 150 млрд. руб. Эти деньги были эмитированы ЦБ для закупки валюты у экспортеров. Поэтому нам удалось отдать около 6 млрд. долл. внешнего долга практически без уменьшения золотовалютных резервов. Однако эти деньги, естественно, оказались в руках экспортеров (нефтяников, газовиков и т.д.), что фактически заморозило эмитированную рублевую массу и свело к минимуму ее участие на товарных рынках, стимулирующее производство. Более того, в банках скопилось значительное количество свободных рублевых ресурсов, которые постоянно нависают над валютным рынком и в любой момент могут дестабилизировать его. По нашим расчетам, имеется еще достаточно значительный эмиссионный потенциал, который при разумном использовании практически без дополнительной инфляции может дать существенный дополнительный стимул росту производства в высокотехнологичных отраслях и АПК.

Прошедшее в последнее время почти двукратное подорожание нефти еще более укрепило позиции ТЭКа, который успешно противодействует даже незначительному увеличению экспортных пошлин, в 10 раз меньших дополнительной прибыли, получаемой экспортерами от девальвации и роста цен.

Только переход власти от ТЭКа к политическим партиям и объединениям, представляющим ВПК - АПК и другие отрасли обрабатывающей промышленности, создаст предпосылку для возвращения России к развитию по пути наукоемкого производства и высоких технологий. Кстати, вопреки усиленно распространяемому сейчас мнению вопрос о власти решится в декабре на парламентских выборах. По всей вероятности, левые и левоцентристские партии социальной ориентации (КПРФ и блок Примакова - Лужкова), электорально связанные с обрабатывающей промышленностью, ВПК и АПК, обеспечат себе достаточно мест в парламенте для назревшего пересмотра конституционных норм и значительного ограничения президентской власти. Таким образом, реализуется постепенный и относительно безболезненный отход от власти нынешнего президента и спокойное окончание бурного и бесславного ельцинского десятилетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2122
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4836
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2650
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3051

Другие новости