0
1013
Газета Политика Интернет-версия

09.10.1999 00:00:00

Творчество - путь к превосходству или гуманизму?

Севиндж Багирова

Об авторе: Севиндж Гасановна Багирова - кандидат исторических наук.


В НАЧАЛЕ было слово. По крайней мере так утверждает Библия, считая, что именно со слова началось мироздание. И это слово было общее для всех. Как, впрочем, и язык, на котором единственные прародители человечества, Адам и Ева, заговорили друг с другом и со своими детьми. Но со временем началось совершенствование на разный манер, интерпретации, и язык стал распадаться на множество диалектов, которые, отдаляясь со своими носителями и кочуя по миру, за тысячелетия настолько преобразовались, что больше никто друг друга не стал понимать. Перестали не только понимать, но и узнавать друг друга. Уж слишком разными все стали...

Произошли естественные изменения. Но осталась та же кровь - кровь Адама и Евы. Людям и сегодня сложно понять, что гены и генотип формируются вследствие климатических условий, времени и... системы мировоззрения.

Ничего странного. Мы устроены так, что любая мысль или звук вызывают в нас физические и химические реакции организма. Если же на базе некоторых мыслей мы формируем систему взглядов, т.е. мировоззрение, то тем самым уже предопределяем для себя направление и частоту этих реакций, влияющих на гены. Одно и то же явление в силу различия мировоззрения может вызывать у людей различную реакцию - агрессию, смех, слезы, равнодушие. Именно мировоззрение вызывает в организме человека реакции, влияющие на здоровье, - стресс, заболевания, при этом формируя генетический код. А что движет поведением? Конечно, то же мировоззрение. Оно же провоцирует войны, конфликты. Но оно же способно излечивать людей и установить мир и покой на Земле.

Мировоззрение - это плод культуры, положенный в основу воспитания и образования.

Культура... Как много дебатов и вопросов порождает она. Хотя самая великая культура на Земле - это в первую очередь отношение к человеку. По сравнению с этим любое творчество является всего лишь жалким приложением. Хотя сам факт творчества, безусловно, заслуживает огромного уважения и внимания, особенно со стороны образования. Но беда современного образования, как мне кажется, заключается в том, что, упиваясь феноменом творчества и пытаясь стимулировать творческую отдачу, оно зачастую не акцентирует достаточного внимания на человеческих взаимоотношениях. Встречаются, конечно же, и исключения, но вот уже второе тысячелетие они так и остаются исключениями.

Хочу подчеркнуть, нисколько не желая преуменьшить роль творчества, я задаюсь лишь вопросом: каков основной критерий культуры, цивилизации, если угодно, - творчество как путь к превосходству или творчество как путь к гуманизму, самосохранению?

Вопрос не случаен, ибо культура, накладывающая, несомненно, свой отпечаток на политику, часто используется как средство доминанты.

Идеологизация культуры - явление традиционное, уходящее своими корнями в историю и преследовавшее единственную цель - широкую и неограниченную власть.

Это стремление к культурной доминанте в явной или скрытой форме и ныне присутствует в политике всех государств, что не облегчает ситуации в мире. Возможно, поэтому и следовало бы в образование, позже формирующее идеологию и пропаганду, внести четкую ясность в отношении понятий "культура", "цивилизация". Во-первых, нельзя забывать, что "цивилизация", как, впрочем, "народ", "нация", есть понятие компилятивное. Невзирая на то, что культура может создаваться на отдельно взятом языке, нацию, основной носитель этого языка, никак нельзя считать единственным или главным автором данной культуры. И это один из важнейших тезисов, который, как мне представляется, необходимо включить в учебные пособия и учитывать на протяжении всей нашей жизни во избежание комплекса превосходства либо неполноценности.

Во-вторых, понятие "цивилизация" очень условно, поскольку, как было сказано одним известным человеком, "правды столько, сколько мы ее извлекаем". Далее, как известно, все новое - есть хорошо забытое старое. И, наконец, существует такое понятие, как конъюнктура, когда учитывается лишь то, что удобно. Это диктуется обстоятельствами, условиями, временем, даже тем, что рычаги информации не всегда и не всем доступны. Одним словом, образование должно четко разъяснять, что "цивилизация" есть понятие условное, никак не отображающее сути реальности. Отсюда недопустимость оценок "великость", "невеликость" в отношении цивилизаций, равно как наций и рас.

Как ни парадоксально, борясь против расизма и национализма, "цивилизованные" страны, возможно, неосознанно, но продолжают культивировать этот негатив, издавая все новые тиражи книг и учебников, ярко иллюстрирующих некое пресловутое "величие" иных цивилизаций и культур. Стоит ли потом удивляться последующей реакции, вызываемой подобным образованием? Не из этого ли зернышка дискриминации позже прорастают оголтелые политические и социальные проблемы?

Можно с уверенностью заявить, что при наличии подобного образования любые политические альянсы и объединения изначально бесперспективны, т.к. под общей крышей кипят такие страсти, которые однажды непременно прорвутся наружу. Именно этот факт, это зернышко, в воспитательно-образовательной системе испокон веков являлось причиной развала государств и сообществ, причиной различных конфликтов. Отсутствие в образовании базового тезиса, который способствовал бы ментальному объединению людей, сводит его к ограничению реальности и личности. Приобщая людей к цивилизации и рассказывая на уроках о прогрессе, стоило бы особое внимание учащихся обращать на то, что наряду с высоким интеллектуальным развитием и внесением лепты в область человеческой деятельности любые известные культуры одновременно изобретали механизмы уничтожения людей, порождали рабство, геноцид, фашизм, занимались варварством, и эта традиция каннибализма где-то в более, где-то в менее совершенной форме продолжается по сей день. Это имеет место независимо ни от уровня развития страны, народа, ни от исторического опыта. Еще вчера испытавшие на себе все ужасы войн и геноцидов сегодня творят то же самое над другими. Кто-то воюет, кто-то разрабатывает и производит орудия массового уничтожения, а обывателю остается лишь воспринимать или отвергать все в зависимости от предложенной интерпретации. Думаю, нам всем было бы очень важно осознать, что нет и никогда не было "великих" культур, но была и есть душа человека, сосуществующая с его инстинктами. И наша общая задача - обеспечить максимальную целесообразность существования человека. А это невозможно без умения сосуществовать. Как, впрочем, и наоборот - невозможно сосуществовать без умения уважать права каждой личности. И вновь круг замыкается на том, что существующее образование, по сути остающееся дискриминационным, неспособно воспитать в людях уважение и равноправное отношение к другому. Поэтому, невзирая на все внешние атрибуты, проблема национализма, ультранационалистических партий и движений остается актуальной во всех странах мира.

Что же в этих условиях необходимо предпринять?

1. Под эгидой ООН провести международную конференцию по образованию, где необходимо пересмотреть в целом подход к истории культур и народов мира. Необходимо конкретизировать понятие "цивилизация". Либо это единая человеческая цивилизация, либо это некое кастовое понятие, искусственно отгораживающее одну часть человечества от другой.

2. Созрела настоятельная необходимость создания Международного научно-исследовательского института языков, который смог бы углубить лингвистико-филологические исследования, доказывающие единость корня всех существующих языков. Ученые мира уже сходятся во мнении, что все языки мира произошли от одного протоязыка. Думается, что международное финансирование значительно ускорило бы разработку этого важнейшего исследования, способного совершить переворот в менталитете людей, что, в свою очередь, содействовало бы решению не только социально-политических, но и многих других мировых проблем.

Подчеркиваю, речь не идет о слиянии культур, культивировании единого языка или ассимиляции народов - это утопия. Цель в нахождении и глубоком осознании единства человечества, единства его корней, невзирая на весь спектр условных различий.

Только таким образом можно быстрее и эффективнее решать общие проблемы экологии, озоновых дыр, находить средства излечения страшных заболеваний, решать проблемы безопасности и экономики. Только так человек может гармонировать с природой, соответствуя своему основному предназначению - быть человеком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3920
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2179
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2455

Другие новости