0
1761
Газета Политика Интернет-версия

27.11.1999 00:00:00

Единожды солгав...

Тэги: Доренко, Киселев, ОРТ, Лужков, телевидение


КАМЕРА ОРТ долго стояла на моей безмолвной физиономии.

Между тем я говорила. Однако то, что я говорила, на экран ОРТ, впрочем равно и ТВЦ, не попало.

Помимо моей, Большое жюри Союза журналистов России изобиловало физиономиями Михаила Федотова, Михаила Ненашева, Леонида Никитинского, Анатолия Рубинова, Ясена Засурского и многих других. Но я первая задала два вопроса Сергею Цою и Сергею Ястржембскому как представителям Юрия Лужкова, обратившегося в жюри с жалобой на Сергея Доренко, который в своих аналитических программах порочит, по мнению заявителя, его честь и достоинство, а также нарушает общепризнанные правила журналистской профессии.

Мой вопрос номер один был: получал ли Юрий Михайлович приглашения от Доренко выступить в его программе, то есть ответить Доренко публично в том же формате, как полагается по закону о печати?

Вопрос номер два: как сопрягается нынешняя обида Лужкова на СМИ с его же известным заявлением, что он верит СМИ, порочащим президента Бориса Ельцина, и будет верить до тех пор, пока не доказано обратное?

Разумеется, я получила нормальные демагогические ответы. А на какие еще я рассчитывала?

Страна, где ЦИК и другие вельможные организации бессильны по закону не допустить криминал во власть, а вынуждены прибегать к формальным демагогическим ухищрениям (где не проходит старый автомобиль кандидата в депутаты, зато проходит задекларированный сторублевый доход "авторитета", а также националистическая организация), - страна эта устроилась так, что к демагогии прибегают все поголовно. Спросить что-либо у самого Доренко я, как и мои коллеги, не могла, поскольку он приглашение заглянуть на огонек проигнорировал. Его право. Наше право - и обязанность - рассмотреть обращение гражданина, считающего себя задетым нашим собратом по профессии.

К чему лукавить - то, чем занимается Сергей Доренко на голубом экране и на голубом глазу, либо ужасает, либо восторгает как публику, так и журналистов. Что еще он придумает? Какую еще черту переступит? Какие убойные слова вставит в комментарий, чтобы "замочить" политического противника? Чьего? Своего? Своего хозяина? Или своей референтной группы? Дело о мотивах не такое простое. Поскольку меня на самом деле не касается внутренний мир и уровень нравственности Доренко, остановлюсь на последнем мотиве как наиболее почтенном.

Парадокс в том, что референтная группа Доренко ближе мне по политическим симпатиям и антипатиям, нежели, скажем, референтная группа Хинштейна. Я не собираюсь голосовать на выборах ни за Лужкова, ни за Примакова, ни за блок "Отечество - Вся Россия". И я не считаю, что Скуратов может безмятежно продолжать исполнять свои генпрокурорские обязанности, безнадежно замаранные им лично. Я также не краснею при слове "компромат", давно догадавшись, что есть компромат-правда и компромат-ложь, и, стало быть, проблема в том, что надо сличать факты, думать и анализировать, а не принимать бездумно то, что мне втюхивают.

Доренко втюхивает, презрев все нормы и правила. Я вижу, как он это делает, нарочно путая факт с комментарием, вводя хитроумные словесные спекуляции, нагромождая как бы искреннюю патетику, в основе которой зияющие пустоты. Я вижу, как профессионал. Доренко, однако, смотрят и любители. На них и рассчитано.

С ним никто не хочет связываться. Попыталась связаться Кира Прошутинская, позвав на "Пресс-клуб", - и проиграла. Он вел себя совершенно не так, как в собственном эфире: неагрессивно, просто дьявольски очаровательно. И выиграл. Евгений Киселев его не позвал на "Глас народа", позвал Михаила Леонтьева (как бы младшего братца), о Доренко лишь осторожно побазарили, а в отсутствие нехорошо - значит, он опять в выигрыше.

Доренко есть чем выигрывать. У него имеются страсть, азарт, темперамент. И он ведет линию, в которой убежден. Это очень важно. Он как бы за убеждения идет на эшафот. Не важно, что эшафот - эфир. Кружащий голову и приносящий бешеную популярность. Он боец, он герой, у него масса сторонников и последователей. "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой" - Гете, кажется. Я говорю без иронии. В конце концов Доренко - за демократические свободы и соревновательную экономическую жизнь. И это ему, его голосу, его аналитической программе перекрывают кислород воители "Отечества - Всей России", расположившиеся, скажем, в Башкортостане. Ему, а заодно Сванидзе, а заодно Явлинскому. (Последнего не пускали не только на башкирское телевидение, но и на самой башкирской земле не разрешали приземлиться его самолету! Эту практику будет осуществлять партия, к которой принадлежит башкирский глава, приди она к власти?)

Если бы Доренко не позволял себе лишнего!.. Такого лишнего, что может свести на нет необходимое. В том числе для той самой референтной группы.

Вот его муки слова, когда он ищет слабое место у Примакова, даже едет в Швейцарию на съемки, а ничего не привозит, не находит и малейшей зацепки, и тогда принимается впустую "обгладывать" примаковский тазобедренный сустав. Но пустота зияет! Или вот берет интервью у проститутки, которая "принимала" Скуратова. Берет обманом, лукаво, тайно. На виду у многомиллионной публики. А единожды солгав - кто тебе поверит!

Его наглые промахи видят все. Связываться не желают. Однако корпоративное содружество журналистов - такая вещь: или оно есть, или его нет. А есть оно - не на бумаге, а по сути - лишь тогда, когда реагирует на подобные промахи. И, может быть, не ради промахивающегося, а ради остальных, молодых и старых.

Большое жюри выступило с позиций корпорации. Не ставя перед собой задачу перевоспитания товарища, упаси Бог, жюри просто прочитало Кодекс профессиональной этики российского журналиста и Хартию телерадиовещателей. А там зафиксированы пункты непрофессионализма и грубой тенденциозности: отождествление мыслей и версий с установленными фактами; выпуск в эфир компрометирующей информации без принятия должных мер к ее проверке; проведение информационной кампании по целенаправленной дискредитации граждан и организаций и пр. и пр. Жюри нашло, что практика Доренко по всем пунктам расходится с этическими нормами журналистики. Что мы и зафиксировали в своем решении.

Не больше. Но и не меньше.

ОРТ не преминуло поиздеваться над решением. Дескать, кто вы такие и что такое этот ваш кодекс вместе с хартией, чтобы портить нам картинку! Считайте, что Никто и зовут нас Никак. И можете не отвлекаться на эти глупости от исполняемой вами партии. А можете даже и дальше пойти: сморкаться в полу версачевского пиджака и срыгивать прямо на телевизионные тексты. Однова живем. Все дозволено. Мочилово - наш рулевой.

Однако тогда не стоит обижаться на соседей справа и слева с тем же рулевым управлением.

А чем мы за все это расплатимся по жизни - то печаль Бога. Славно было бы никого ни в чем не упрекать. И себе спокойнее, ибо всякий из нас не без греха. Но подумаем о будущих людях, которые придут и скажут: а где же вы-то были, почему промолчали, почему смирились с уровнем журналистики ниже пояса?

Говорят: информационные войны. Лучше информационные, чем реальные. Но и то: сражения правдами предпочтительнее сражений всеми правдами и неправдами.

Третьим пунктом Большое жюри записало: "Подчеркнуть... что совершенно недопустимо какое-либо ограничение права журналистов собирать и распространять достоверную информацию о кандидатах на выборные должности".

Политики начали первыми - журналисты, как всегда, оказались на подхвате. Трудно продолжать выходить в белом, когда кругом сплошь грязь. Оппонент Доренко Лужков тоже солгал. Доренко наконец добился своего, когда мэр признал, что не Москва платила за восстановление больницы в Буденновске, как он о том раструбил на весь свет, а федеральная власть.

Но мы в первую очередь озабочены делами своего цеха. Лужков - из другого цеха.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
725
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
639
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
752
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
519

Другие новости