0
1160
Газета Политика Интернет-версия

17.12.1999 00:00:00

Мифы о богатой и сытой Москве


В преддверии выборов московские избиратели вправе задать вопрос, насколько в действительности эффективна деятельность Юрия Лужкова на своем посту. На первый взгляд, москвичи живут не в пример "богаче" своих соотечественников из других областей. Например, средняя пенсия в Москве 500 рублей, а в Нижнем Новгороде - 250. Но в Нижнем потребительская корзина 300 рублей, а в Москве 1500. Так что не все так просто и однозначно, и оценивая свое положение, рядовому москвичу стоит основываться не на абсолютных, а на относительных показателях согласно критерию "потенциальные возможности - реальные результаты". И с этой точки зрения мы увидим поразительную, непривычную картину.

Так, продолжительность жизни в относительно благополучной Москве сокращается быстрее, чем в среднем по России. По этому показателю Москва оказывается в пятом десятке среди регионов России. Напомним, что продолжительность жизни и здоровье населения на 50% определяются общесоциальными факторами и на 13% собственно качеством медицинского обслуживания.

Но и по относительным расходам на здравоохранение "самая богатая" Москва всего лишь строго соответствует среднему общероссийскому уровню (около 15% бюджетных расходов). Однако именно в Москве сосредоточена большая часть специальных медицинских учреждений, значительная часть которых - дорогостоящие коммерческие платные центры. Таким образом, в пересчете на среднего рядового москвича относительная обеспеченность услугами здравоохранения даже ниже, чем среднероссийская.

Однако еще хуже положение в образовании. Расходы на образование в Москве составляют только 13% от всех бюджетных расходов, в то время как в среднем по России они составляли 21% (осредненные данные 1997-1998 годов). Но это в среднем. В областях, где есть университетские центры, расходы на образование достигают 25% от бюджета.

Всем заметны высокие денежные доходы москвичей. Действительно, они устойчиво держатся примерно на уровне, в четыре раза большем, чем по России в среднем. Однако и прожиточный минимум в Москве выше, и разброс доходов существенно больше, чем по России в целом.

Так, на долю 20% самых бедных в Москве приходится только 3,2% доходов населения (в среднем по России 5,3%). А на долю 20% самых богатых 62% доходов (в среднем по России 46%). Иными словами, бедные в Москве относительно беднее, а богатые - относительно богаче.

В итоге 19% жителей Москвы живут за чертой бедности, имея доходы меньше прожиточного минимума, а 3% москвичей живут за чертой бедности, имея доходы менее 1/2 прожиточного минимума.

В целом картину социального положения жителей Москвы определяет именно громадный, гораздо больший, чем общероссийский, разброс всех показателей. Бедным и средним слоям москвичей совершенно безразличны все эти "средние" показатели благополучия, которые не имеют к ним никакого отношения.

Так, обеспеченность жильем москвичей строго соответствует среднероссийскому уровню. Так что сведения о лучшем обеспечении жильем москвичей - миф. Однако имеет место огромное неравенство доходов населения Москвы. Громадные квартиры новых русских, которые концентрируются в Москве, идут в зачет при определении уровня обеспеченности жильем наравне с коммуналками. Поэтому реальная обеспеченность жильем основной части населения Москвы значительно ниже среднероссийского уровня.

Аналогичная картина складывается и в обеспечении продуктами питания. Но при этом ухудшились и абсолютные показатели. Обеспеченность продовольствием москвичей, по данным ООН, в два раза меньше, чем была во времена СССР.

Интересно посмотреть, насколько обоснованны декларации московского мэра о примате российского производителя. При 6% от населения России на Москву приходится лишь 4,5% среди занятых в промышленности. За все годы "реформ" темпы падения промышленного производства в Москве были выше общероссийских. Например, в 1996 году (мы взяли здесь цифры по 1996 году как самому типичному за период с 1991-го по 1998 год) 30% падения производства против 3% в среднем по России. Инвестиции в основной капитал (за счет отечественных источников) в 1996 году составили только 13% московского ВВП, что ниже среднероссийских показателей. Но главное не в этом, а в том, что только 30% этих инвестиций было направлено в производственную сферу (при 60% в среднем по РФ). Какое же это внимание к отечественному производителю?

Демонстрация внимания мэра Москвы к инженерно-технической и научной интеллигенции в самое последнее время также не подкреплена прошлой практикой г-на Лужкова. Помощь города науке есть, но она более чем скромна (не в пример расходам на творения Церетели и храм Христа Спасителя). Наука в Москве если и выживает, то только благодаря федеральным властям. Можно спорить, насколько они щедры, но, как известно из математики, - "на ноль делить нельзя". И в данном случае "заботу" Лужкова о науке нельзя сравнить с федеральной поддержкой научных учреждений, ибо город, мягко говоря, весьма слабо помогает науке.

Чего действительно удалось добиться правительству Москвы, так это роста занятости в непроизводственной сфере, связанной с мелким и средним бизнесом. Москва за годы правления Лужкова действительно стала преимущественно городом торгашей.

В то время как Москва дает только 5% промышленного производства России, розничный товарооборот в Москве составляет 25% от российского. Москва "делает деньги", в то время как регионы "делают продукцию".

В то же время нельзя безоговорочно утверждать, что политика Лужкова благоприятствует развитию малого бизнеса. Нынешнее московское руководство начало формироваться еще во времена мэра Попова. А он, как известно, проводил политику удушения малого производственного бизнеса. Продукция московских малых предприятий и индивидуальных производителей вытеснялась с рынков ширпотреба низкосортным импортом.

В результате падала занятость и росли цены на потребительском рынке. По ориентировочным оценкам было разорено несколько десятков (некоторые источники называют цифру в 200 тысяч мелких производителей). Основным фактором, способствующим разорению, была не конкуренция импорта, а чиновничий произвол московских властей, с одной стороны (бюрократический рэкет), и отсутствие защиты мелкого бизнеса от уголовного рэкета (фактическое бездействие властей) - с другой.

Почему именно мелкие производители не выдержали "системы Лужкова", в то время как мелкие торговцы чужой продукцией размножились, как кролики? Потому что производителю труднее выживать в подобных диких условиях, чем торговцу. Но именно Лужков делал все, чтобы превратить Москву в город-перекупщик, а не город-производитель.

Можно, конечно, утверждать, что практика московского мэра радикально изменилась буквально за последний год. Однако усилия последнего года пока не могут перечеркнуть деятельности г-на Лужкова за последнее десятилетие.

Известны заигрывания Лужкова с национально мыслящими кругами. Однако национальная политика правительства Москвы при всей ее показной радикальности на самом деле далеко не такова. Доля русских в Москве около 70% (при 82% по России в целом). При этом среди преуспевающих московских новых русских доля русских всего около 50%. Примерно такова же доля русских в правительстве Москвы.

По данным МВД, больше половины преступных группировок в Москве возглавляются выходцами с Кавказа и из Средней Азии.

Легализуясь, этническая мафия контролирует финансы и розничную торговлю города. Широко известны приводимые как раз "патриотической" прессой данные о четырехкратном завышении цен на московских рынках под влиянием азербайджанской мафии. Русские торговцы-производители из окрестных областей останавливаются на подходах к Москве. Их продукция либо насильно по пониженным ценам скупается кавказской мафией для дальнейшей перепродажи по ценам в среднем в 3-4 раза большим, либо уничтожается. Столь радикальная перед телекамерами в борьбе с кавказцами московская милиция никак не препятствует этому.

Именно против подобной практики выступают фермеры окрестных областей, устраивая акции бесплатной раздачи москвичам своих продуктов.

В итоге, характеризуя все основные достижения московского правительства, следует отметить, что они более чем скромны. При таких возможностях, какие имеет мэр, даже если бы он действовал в строгом соответствии со среднероссийскими показателями эффективности регионального управления, москвичи жили бы значительно лучше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1824
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4419
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2758

Другие новости