0
1696
Газета Политика Интернет-версия

18.12.1999 00:00:00

Надо ли взрывать храм Христа Спасителя еще раз?

Дмитрий Швидковский

Об авторе: Дмитрий Швидковский - академик-секретарь Отделения искусствознания Российской академии художеств.

Тэги: храм Христа Спасителя


ПЛАН уничтожения храма Христа Спасителя был следующим: "Вначале взрываются стены, потом пилоны, последние взрываются в два приема, первый - когда взрывается часть пилонов под куполом на отметках 40 метров и второй - когда взрывается остальная часть". Это было осуществлено организацией со странным названием "Взрывсельпром" 5 декабря 1931 г. всего за 45 минут. Правда, прежде чем закладывать динамит, большевикам пришлось потратить много времени и усилий на дискредитацию кафедрального храма Московской епархии и одновременно крупнейшего памятника победы России в наполеоновских войнах.

Тогда, в начале сталинской эпохи ответственные за антирелигиозную пропаганду объясняли москвичам, что архитектура у него поздняя имперская, а скульптура и живопись не представляют художественной ценности. Как это ни удивительно, но такие же утверждения стали повторять в ходе развернувшейся в наши дни кампании по дискредитации храма. И ожесточенность обвинений, к несчастью, оказывается сопоставимой с той, что была перед его взрывом.

Трудно представить себе, что сегодня, когда грандиозный собор восстановлен и завершено его художественное убранство, могли снова прозвучать слова об уничтожении какой-либо его части. Тем не менее это произошло. Архитектор А. Денисов, давно отстраненный от работ по восстановлению собора, и поддерживающие его представители Министерства культуры говорили о "демонтаже" установленных скульптур и "замене" только что завершенной живописи. Правда, служащие министерства подчеркнули, что выступают не от имени своего учреждения, а от себя лично. Спасибо хоть на этом. Было бы очень трудно поверить, что их позиция совпадает со взглядами министра культуры и правительства России.

Всем понятно, что обвинения в адрес тех, кто занимался воссозданием храма, прежде всего Российской академии художеств, - лишь словесное оружие в предвыборной борьбе. Однако напрасно оно было применено.

План атаки на художественные работы в храме Христа Спасителя был рассчитан на то, чтобы "взорвать" в общественном мнении образ, который стал самым явным символом перемен, произошедших в России и ее главном городе. Своей мощной структурой храм градостроительно укрепил сердцевину столицы. Возвращение главного высотного ориентира Москвы XIX века мобилизовало все, что осталось в городском пространстве от этого столетия классической русской культуры. Улицы, ориентированные на собор, устремились к нему. Возродились далекие панорамы, в которых он доминировал. И в этом уже заключена подлинность храма - его подлинная, такая, как была, градостроительная роль.

Архитектурный облик храма сейчас не вызывает споров. Было решено нападать на произведения скульпторов и живописцев. Это показалось тем более удобным, что росписей собора еще не видела широкая публика, и пока можно говорить о них странные вещи. Например, что "везде применялись акриловые краски, и это ужасно". Прежде всего эти краски были использованы на самом деле только на 200 из 23 400 кв. м росписей. Кроме того, это была всего лишь современная разновидность темперы, материала более традиционного и освященного вековой практикой.

В отношении скульптуры чаще всего противники Академии художеств задают три вопроса. Первый - как получилось, что фигуры святых, украшающие врата храма, оказались не на своих исторических местах? В Русском музее в Санкт-Петербурге сохранилась модель врат, исполненная при К.А. Тоне, и в соответствии с ней, а не с фотографией, показывающей реставрацию врат начала века, было осуществлено их воссоздание. Причем по благословению Патриарха.

Второй вопрос - почему сохранившиеся в Донском монастыре горельефы оказались не готовыми занять свое место на новом храме? Прежде всего, увы, в силу того, чему мы все подвержены - ходу времени, а также того, что, конечно, неприятно, но от художников не зависит, - не слишком хорошего московского климата. Кроме того, устанавливать эти горельефы не в музее, а на самой постройке в центре города среди транспортных потоков означало в современной экологической ситуации содействовать их дальнейшему разрушению. Поврежденная скульптура Реймского собора, где короновали на протяжении столетий французских королей, также была помещена в музей при нем и заменена на фасадах копиями. Таких примеров во всем мире становится все больше.

Третий вопрос - как получилось, что круглые панно уже потеряли цвет, форму и потрескались? Предположим, что у критиков художественного убранства собора зрение лучше, чем у его сторонников, и это действительно так. Однако беспокоиться не стоит. Действительно, круглые горельефы сделаны из более легкого материала, поставлены временно, и на их место уже делаются такой же формы медальоны из бронзы. Два из них готовы и ждут в мастерской З.К. Церетели, чтобы их укрепили на фасаде храма.

Все это, может быть, и парные, но частные вопросы. Хорошо, что на них легко ответить. Главное все же заключено в другом. Храма не было, а существовал бассейн на его месте. Не оставалось никаких руин. Даже поиск подробных фотографий, эскизов художников, других изображений был грандиозной работой архивистов, искусствоведов, архитекторов и художников. Это совсем не воссоздание какой-то утраченной части памятника, а восстановление его на пустом месте. Его невозможно, как справедливо подчеркнул главный архитектор собора М.Посохин, "выдержать в реставрационном режиме". Воссоздание - особый вид реставрации, тем более в случае тотального разрушения памятника. Храм в максимальной степени создан в соответствии со своим первоначальным обликом, но отказываться от применения современной техники и более долговечных материалов было бы крайне странно.

И еще одно важно - жизненный опыт, эмоциональный мир, просто души художников, наших современников, нельзя сделать другими. Они внесли в храм свое умение, огромный труд, религиозное чувство конца тысячелетия. Очень важно, что был воссоздан крупнейший собор Москвы императорской эпохи. Он стал не только возрожденной постройкой К.А. Тона, но ярким и грандиозным памятником России нашего времени, и факт его нового появления на московской земле - одно из самых значительных событий в истории искусства послеперестроечной России, событие, много объясняющее и искупающее в нашей эпохе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1479
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3808
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2137
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости