0
447
Газета Политика Интернет-версия

06.01.2000 00:00:00

Выбор пути или Путина?

Тэги: Путин, Ельцин, выбор


НЕОЖИДАННЫЙ, но вместе с тем по своему закономерный шаг Б.Ельцина, ставший главным "подарком" российскому народу накануне нового тысячелетия, практически одномоментно изменил политическую ситуацию в стране. Но было бы преждевременным сказать, что эпоха Ельцина завершилась.

Думается, что более точным было бы определение - эпоха Ельцина близка к завершению, ибо на самом деле при всей внешней эффектности предновогоднего шага первого президента Российской Федерации никаких сколь-либо серьезных и глубинных изменений не произошло.

И не столько потому, что прошло слишком немного времени, сколько в силу того, что "сильная рокировочка" была проведена теми силами, которые в последнее время полностью определяли политику Ельцина или прямо действовали от его имени.

Именно поэтому прежде всего нужно обратиться к некоторым из главных действующих лиц, о которых мне довелось писать не столь давно на страницах "Независимой газеты" (# 241 от 24 декабря 1999 года), и прежде всего к фигуре В.Путина в его новом качестве на фоне старых и новых проблем.


ОТСТАВКА ИЛИ┘

По всей видимости, еще немало будет сломано копий в отношении того, что произошло. Но в конечном счете все же, думается, будет две основных версии - добровольно осознанная отставка или "домашний переворот". Каждая из них может иметь свои аргументы, но мне хотелось остановиться прежде всего на второй версии и постараться ее обосновать.

Первое. Физическое состояние Ельцина, хотя и имело очевидную тенденцию к ухудшению, все же давало возможность достаточно спокойно дотянуть до июня 2000 года. Практическое невмешательство Бориса Николаевича в государственные дела в последнее время никому не мешало, в том числе и В.Путину.

Более того, именно на этом фоне Путин имел реальную возможность "работать на контрасте" и, не слишком это демонстрируя, укреплять собственное влияние, стараясь поэтапно перетащить на свою сторону как людей из президентской администрации, так и руководителей различных регионов.

Но при этом Путина, равно как и многих других людей рядом с ним, не мог не беспокоить тот вариант развития событий, когда Ельцин в случае серьезного недомогания может вдруг пойти на непредсказуемые шаги типа тех, которые он делал в прошлом.

Такой вариант развития событий мог быть исключен только через механизм досрочного ухода Ельцина по "собственному желанию".

Второе. Все рассуждения о том, что этот шаг Ельцина сделан в интересах России, мягко говоря не выдерживают критики. Досрочные президентские выборы как с политической, так и с экономической точки зрения для страны не слишком выгодны. Даже при высокой степени предсказуемости их итогов три месяца кампании могут нанести такой удар по состоянию экономики страны, результаты которого будут иметь весьма негативные долгосрочные последствия.

Главный движущий момент на данном этапе - интересы "Семьи". С одной стороны, только она могла "дожать" Ельцина, с другой - только ей выгодно именно сейчас провести такой маневр, который позволяет сохранить как все основные механизмы воздействия на политические и, что самое главное, на экономические процессы в стране.

В значительной степени это нашло свое отражение уже в отдельных положениях первого указа исполняющего обязанности президента. Именно гарантии - вот что было ключевым для "Семьи" во всем механизме передачи власти.

Третье. При всей популярности Путина не было стопроцентной уверенности в том, что его правительство сможет сохранить свою поддержку на фоне военных действий в Чечне и развивающейся конфронтации с Западом.

Уход Ельцина решает эту проблему - что бы ни произошло с правительством, Путин в новом качестве объективно выходит из зоны критики. Одновременно он получает возможность провести кадровые перестановки, которые дадут возможности "Семье" создать дополнительные "тылы" на все случаи жизни.

То, что отдельные ее члены переместятся из света в тень, ничего по большому счету не меняет, ибо это теневое влияние может порой более эффективно, чем публичное присутствие. Тем более что "скелетов в шкафу" хватает у каждого, особенно в высшем эшелоне власти.

Четвертое. Для "Семьи" принципиально важно (по многим объективным и субъективным причинам), чтобы отношения с Западом не перешли в ту опасную стадию, когда конфронтация скажется и на личном положении и благосостоянии. Некоторые шаги Ельцина в последнее время (достаточно вспомнить Китай) стали тревожить не только Запад, но и тех в России, кто с Западом связал свои основные экономические интересы. Иного пути как "мягкое устранение" Ельцина здесь просто не было.

Надо быть до конца честными - если бы не согласие "Семьи", то Путин, при всей его популярности, никогда не смог бы совершить столь стремительный рывок на вершину власти. Он объективно обязан "Семье", оценившей его преданность, всем своим карьерным ростом, и это обстоятельство, по всей видимости, еще долго будет влиять на Путина. Хотя, как известно, революция обычно пожирает своих детей.

Таким образом, на мой взгляд, мы имеем в конечном счете дело с осовремененной версией отречения Николая II, когда также говорилось о том, что это шаг в интересах России, но на деле все вышло совсем иначе.

Впрочем, что сделано, то сделано, и для меня не будет, как думаю и для многих, большим удивлением та ситуация, когда уже через несколько недель образ Ельцина начнет активно стираться в общественном сознании страны.

По очень многим причинам сегодня В.Путину и другим политикам, а также "Семье" было бы очень выгодно, чтобы как можно быстрее была подведена позитивная черта под "эпохой Ельцина".

Причем это должно быть сделано именно таким образом, чтобы никто и никогда не смог бы вернуться к анализу этой эпохи на базе реальных данных. Не нужно быть провидцем, чтобы понять - документы эпохи правления Ельцина исчезнут с той же быстротой, как были уничтожены документы по итогам президентских выборов 1996 года.


КОТ В МЕШКЕ?

Для подавляющего большинства населения России, равно как и политиков зарубежных государств, В.Путин пока что является "котом в мешке". Ни на одном из предыдущих этапов своей деятельности он ничем не выдал свои взгляды и приоритеты.

Как довольно точно отметила одна из американских газет, "Россия получила самого неопределенного президента из всех возможных". В какой-то степени это преувеличение, но, с другой стороны, в этом определении есть весьма значительная доля правды.

Страна получила первое лицо, о котором она знает практически только по десятку-двум высказываниям (весьма образным и близким по стилю и духу многим избирателям), которого политически поддерживают пока только две структуры, одна из которых пока что при всей амбициозности выглядит весьма аморфной, который вырос в своей популярности прежде всего на антитеррористической операции в Чечне, грозящей окончательно перерасти в долговременную партизанскую войну.

Недавняя статья В.Путина, опубликованная в том числе и на страницах "Независимой газеты", большой ясности так и не внесла.

Россия получила Путина как следствие разочарования в предшествующем периоде и в надежде, что новая "сильная рука" исправит ошибки прошлого и принесет обещанное ранее процветание.

В этом шанс Путина, ибо российское общество в целом сегодня снова, как это было в 1989 году с Ельциным, ориентируется на внешнюю сторону, а не содержание. Население в своей массе готово поверить любым обещаниям и заявлениям, которые несут в себе эмоционально-позитивный заряд на фоне всех провалов последних лет.

С этой точки зрения Путин находится в весьма выгодном положении.

Во-первых, ему политически крайне выгодно оставаться "фантомом" без четко определенных границ взглядов и модели поведения. Путин устраивает многих россиян именно потому, что в нем сегодняшнем могут найти свои интересы самые различные группы избирателей - от крайне левых (Д.Митина с ее "комсомолом", перелетающая под крыло "Единства", тому яркий пример) до политически правых (вспомним все недавние панегирики А.Чубайса) и националистически крайне правых (с заявлением в поддержку Путина собирается на днях выступить РНЕ во главе с Баркашовым). Такое "единство лидера и народа" исключительно полезно для предвыборного периода.

Во-вторых, на данном этапе под прикрытием такого рода всенародной любви В.Путин может, с одной стороны, начать постепенное (но не слишком быстрое, ибо это опасно) освобождение от "Семьи" в той степени, сколь это будет целесообразно, а с другой - не слишком связывать свою судьбу с "олигархами" по тому типу, как это был вынужден сделать Б.Ельцин накануне президентских выборов 1996 года.

В-третьих, неопределенность политического и экономического лица поможет В.Путину вести выгодный для себя диалог на левом фланге политической жизни России, где он может, по крайней мере из тактических соображений, выдвигать многие мысли и тезисы, которые найдут поддержку у немалой части коммунистического электората.

То есть здесь по целому ряду позиций, в том числе весьма важных, он тактически сможет выступать не противником Г.Зюганова, а скорее всего даже союзником. И это при том, что совершенно очевидно - став президентом, В.Путин будет делать все, чтобы постараться как можно быстрее устранить Компартию с политической арены как весомую силу.

В-четвертых, эта же самая неопределенность на данном этапе может быть весьма эффективно использована и на внешнем рынке, прежде всего во взаимоотношениях со странами СНГ в ближайшие месяцы. Единственное исключение - вопрос о союзе с Белоруссией - здесь Путин уже никак не может сделать шаг назад.

В-пятых, нынешнее положение В.Путина дает ему возможность отказаться от ведения предвыборной кампании в ее традиционном понимании. То есть отказаться от кампании с четкой программой действий, от выступлений программного характера и т.д.

Совершенно очевидно, что будет в максимальной степени эксплуатироваться образ не говорящего, а работающего политика, тем более что на эту кампанию будут задействованы в полном масштабе как государственный аппарат, так и государственные финансовые ресурсы. И никакой закон о выборах не в состоянии помешать такому развитию событий.

Как исполняющий обязанности президента России, В.Путин получает автоматически уникальные возможности путешествовать по стране хоть два раза в неделю, раскручивая образ "нового отца нации", которому есть дело до самой глубинки.

Более того, В.Путин вполне может позволить себе в нынешней ситуации вообще отказаться от каких либо дебатов со своими противниками, ссылаясь на то, что его интересует мнение народа, а не политиков.

Единственная опасность, которая его может подстерегать на этом пути - это превращение всей предвыборной кампании в очевидный фарс, что отнюдь не будет способствовать развитию демократии в стране. А такая тенденция уже начинает намечаться.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ОПОРА ИЛИ┘

Обществу активно навязывается мнение о том, что вновь избранная Государственная Дума является кардинально новым по своему политическому настрою органом законодательной власти, который просто жаждет "лечь" под правительство и теперь уже исполняющего обязанности президента Российской Федерации.

Рисуются розовые картинки трогательного согласия почти по всем вопросам и того, что Дума полностью сосредоточится на законодательной деятельности. Думаю, что это далеко не так, особенно в новой политической обстановке. Почему?

Во-первых, досрочные президентские выборы автоматически по сути политической логики ставят крест на законодательной деятельности, поскольку все основные представленные в Госдуме силы с неизбежностью будут погружены в предвыборную борьбу и будут самым активным образом использовать ее трибуну именно в политических целях.

То есть до конца апреля (при выборах в два тура) ждать от Государственной Думы каких-либо позитивных результатов просто нереально. Трудно представить себе, например, В.Жириновского, мирно работающего над законопроектами в разгар политической схватки.

Во-вторых, состоявшаяся передача власти В.Путину неизбежно приведет, на мой взгляд, к оперативной перегруппировке сил собственно в рядах Государственной Думы. Есть все основания для того, чтобы создался тактический союз из левых, ОВР, "ЯБЛОКА" и части независимых депутатов для того, чтобы провести на место спикера кандидата, который не принадлежит к лагерю Путина.

Логика здесь проста - нельзя давать Путину давать возможность активно использовать и возможности Государственной Думы для предвыборной кампании и, что самое главное, нужно иметь независимого от Путина человека на перспективу.

Тем более что со стороны Путина так и не прозвучал ответ на главный вопрос - готов ли он поддержать внесение изменений в действующую Конституцию Российской Федерации или он постарается все оставить без изменений, ориентируясь в перспективе на ту же модель руководства страной "а ля царь", которую не только проповедовал, но и активно проводил в жизнь Ельцин.

Ведь уже не секрет, что начата проработка вопроса о том, чтобы после президентских выборов начать кампанию за роспуск новой Государственной Думы (если она полностью не ляжет под избранного президента) и проведение досрочных выборов по той модели массового оболванивания населения, которая уже зарекомендовала себя при раскрутке "Единства".

В этих условиях только сильный лидер Государственной Думы, типа того, каким был Г.Селезнев, может достаточно успешно противостоять такого рода планам и обеспечить нормальное функционирование нижней палаты в соответствии с действующим законодательством.

В-третьих, снова придется повторить - по своему интеллектуальному и организационному потенциалу "Единство" является сегодня, безусловно, самой слабой фракцией в Государственной Думе, и соответственно максимум, что она может делать в ближайшие месяцы - это послушно ставить в Думе вопросы, предлагаемые правительством или исполняющим обязанности президента.

К серьезной самостоятельной активности она просто не готова. К тому же большинство ее членов будут первые два месяца заниматься сугубо личными материальными вопросами (история это показывала не раз).

В этих условиях силам, которые по тем или иным причинам будут противостоять Путину, просто грех не использовать это обстоятельство как для решения вопросов о распределении постов в рамках Думы, так и для проведения собственной политической линии.

Таким образом, на мой взгляд, Государственная Дума будет, как и при Ельцине, рассматриваться властью не столько как опора, сколько как неизбежное зло, которое пока придется потерпеть. Власть постарается добиться от Думы минимальной выгоды для себя типа оперативной ратификации Договора СНВ-2, но на большее она объективно рассчитывать не сможет. Впрочем, если она добьется этого, то уже будет неплохо.

Что же касается Совета Федерации, то здесь особых комментариев не требуется. Нет никаких сомнений в том, что значительная часть сенаторов будет всеми способами демонстрировать свою преданность по вполне понятным, весьма осязаемым материальным причинам.

Каждый из них понимает, что, как и в 1996 году, под президентскую кампанию можно неплохо поправить материальное положение своих регионов в обмен на лояльность избирателей. Тем более что в планах Путина стоит "большое турне" по России в предстоящие два месяца.

Другое дело, что в этой ситуации может быть нанесен непоправимый ущерб экономике Российской Федерации, когда за счет воздуха (или широкомасштабной эмиссии) будут "повышаться" зарплаты и пенсии, срочно выплачиваться хотя бы частично детские пособия и т.д. Но кто об этом особенно думает, когда на кону стоит высшая власть.


ПУТИН И ДРУГИЕ КАНДИДАТЫ

Путин не особенно скрывает, что Ельцин сделал ему действительно "президентский" подарок, дав ему вполне очевидную фору в предстоящей скоротечной избирательной кампании. Тем более что эта фора имеет как чисто временное, так и политическое измерение.

Начнем с того, что досрочные президентские выборы, с моей точки зрения, делают по крайней мере одно благое дело - они начисто отсекают так называемых "кандидатов с амбициями" типа Брынцалова и ему подобных.

Собрать по всей стране полмиллиона (а в реальности как минимум на сто тысяч - для гарантии) подписей за весьма короткое время могут только те кандидаты, за которыми стоят сильные политические структуры, способные быстро мобилизовать свой электорат, причем больше на идейной основе, нежели на основе наемных сборщиков.

То есть в результате мы можем впервые за последние годы иметь не политический паноптикум, а достаточно короткий и внятный лист кандидатов, которые весьма четко отразят основные политические пристрастия электората. Это позитив.

Негатив заключается в том, что остальные серьезные участники предвыборной борьбы заранее поставлены в неравные условия по сравнению с Путиным и никаким законом это очевидное неравенство не устранишь.

На Путина уже начала работать в полную мощь вся государственная машина, прежде всего подконтрольные средства массовой информации. Складывается впечатление, что в этой ситуации Центризбирком просто попросят "отдохнуть" и не реагировать на абсолютно неизбежные протесты со стороны других основных участников.

Кто же может составить конкуренцию (при всей относительности этого определения в нынешнем контексте) Путину?

В.Жириновский по традиции выйдет на президентский старт. Ему нужно только еще немного урегулировать некоторые вопросы собственности в отношении семьи, чтобы не попасть в очередную историю.

Задача Жириновского проста как правда - набрать хотя бы 6-7 процентов голосов с тем, чтобы его "рыночная стоимость" в будущем несколько поднялась, компенсировав неудачу парламентских выборов. Он с привычной легкостью ляжет под наиболее сильного кандидата, в данном случае Путина, особенно в случае проведения второго тура голосования. Кроме того, Жириновский объективно будет играть на Путина через образ "страшилки", взяв на себя наиболее радикальные высказывания в отношении той же Чечни и стран Запада.

Г.Явлинский также просто вынужден принять участие в президентских выборах для того, чтобы как то исправить крайне неприятную для него ситуацию сокращения парламентской фракции почти в два раза.

Им в первую очередь движут не материальные, а идейные соображения и понимание того, что его личный уход в тень будет означать, что "ЯБЛОКО" может сгнить весьма быстро. Первые симптомы этого процесса уже очевидны. Если будет второй тур, то, видимо, призовет своих избирателей голосовать против обоих кандидатов.

Как это ни парадоксально, но за свою кандидатуру на президентских выборах может получить на два-три процента больше, чем было отдано за "ЯБЛОКО" в декабре прошлого года. Имеет неплохую возможность полнее раскрыть свою позицию по Чечне на фоне явно затягивающейся антитеррористической операции.

Е.Примаков, на мой взгляд, находится сейчас в весьма сложном положении. Он уже сказал "а", но при этом, видимо, думал о нормальной избирательной кампании в полгода сроком. Ему предстоит сделать непростой выбор - подтвердить свою позицию в отношении президентских выборов при весьма неясной ситуации внутри "Отечество-Вся Россия" (где возможность внутренней тотальной мобилизации весьма невысока), или найти тот или иной предлог для выхода из борьбы.

Тем более что он хорошо понимает, что теперь вся мощь информационной машины будет брошена на борьбу с ним, а Лужкова будут лягать постольку поскольку. Ведь резервы антипримаковской кампании далеко не исчерпаны, а Путин объективно не будет заинтересован в проведении избирательной кампании в СМИ в цивилизованном русле.

Вместе с тем для Примакова это может быть и вопросом принципа. Да, он имеет все шансы проиграть, но сделать это весьма достойно, по крайней мере использовав эту кампанию для того, чтобы избежать дальнейшего движения России в будущем по пути Греции шестидесятых или Чили семидесятых ("радикальные реформы под дулом автомата", о чем мечтают многие сторонники Путина справа).

К тому же многое будет зависеть от ситуации отношений с Западом в ближайшие два месяца, где Примакова пока что ценят гораздо выше, чем Путина. Если Путин, не дай бог, войдет в клинч с Западом по Чечне, то Примаков будет практически единственным политиком, который сможет "разрулить" такую ситуацию.

В целом же даже при использовании самых грязных технологий в отношении Примакова, он на сегодняшний день может рассчитывать примерно на двадцать процентов голосов, если, конечно, его не предадут окончательно те, кто тащил в предыдущую предвыборную кампанию.

Г.Зюганов просто обязан участвовать в президентских выборах. И не только потому, что он действительно реальный лидер КПРФ. А потому, что эти выборы дают ему и партии возможность начать новый этап консолидации левых сил (совершенно очевидно, что с карликовыми коммунистическими и "социалистическими" партиями и организациями после последних парламентских выборов покончено, а все идеи о новой левой альтернативе потерпели крах).

Главная цель его участия, думается, состоит в необходимости использовать президентскую кампанию как для более широкого пропагандистского наступления на массы избирателей (тем более что у него в отличие от Путина есть пусть спорная, но достаточно четкая программа действий по всем направлениям общественной жизни), так и для того, чтобы после этих выборов партия сохранила высокую степень влияния в политической жизни страны.

Чем выше будет результат Зюганова, тем больше шансов для КПРФ обеспечить себе политическое будущее. Особенно если Путин пойдет по сценарию реформ правых - тогда на следующих парламентских выборах маятник обязательно качнется влево.

Даже при том, что часть коммунистического электората будет голосовать "сердцем" за Путина, Зюганов в состоянии собрать не менее 27-29 процентов голосов и выйти во второй тур.

В целом же у всех кандидатов (по различным причинам) есть общая заинтересованность в том, чтобы В.Путин не смог бы выиграть выборы уже в первом туре.

В принципе эта цель вполне достижима, ибо не надо забывать о том, что в новой ситуации Путин уже не будет неприкасаемой фигурой и ему также в полной мере придется вкусить всю "прелесть" предвыборных технологий, которые используют и некоторые факты его деятельности в команде А.Собчака, и жизни в Москве.

При всей вроде бы внешней предсказуемости в предстоящей предвыборной кампании, на мой взгляд, уже сейчас заложено такое количество "мин и ям", что жизнь у всех кандидатов будет отнюдь не сладкой.


ЗАПАД: ПРЕПЯТСТВИЕ ИЛИ НАДЕЖДА?

Политические перспективы Путина как исполняющего обязанности президента и как кандидата в президенты Российской Федерации в значительной степени зависят от того, каким образом будут складываться взаимоотношения с Западом в ближайшие месяцы. Позволю себе сказать, что во многом этот вектор развития будет важнее чем события на внутриполитической арене.

С одной стороны, мирная передача власти от Ельцина к Путину, хотя и произошедшая через предновогодний шок для общественного мнения, дает Западу определенную надежду на то, что в перспективе в стране может начаться процесс стабилизации, который перерастет в устойчивое экономическое развитие при позитивных (для Запада) политических изменениях.

События последних дней ставят политическое руководство Запада в сложное положение, когда ему, во-первых, нужно попытаться все же понять, что стоит в долгосрочном плане за сменой караула в Кремле, во-вторых, выбрать правильный тон разговора с Россией, чтобы в краткосрочном плане не допустить излишней конфронтации.

С другой - общественное мнение Запада не слишком волнует, кто персонально возглавляет Россию - Ельцин или Путин. Его гораздо больше волнует, прекратится война в Чечне или нет. И ведущие политики Запада не могут игнорировать этот настрой.

Если Путин не сможет показать им, что в состоянии завершить военные действия в Чечне в ближайшее время, то со стороны как законодательной, так и исполнительной власти на Западе с неизбежностью последуют шаги, которые могут стать началом новой изоляции России на международной арене.

Тем более что во многих странах Запада под воздействием средств массовой информации начинает складываться впечатление, что Путин в экономической сфере хочет сделать основную ставку на военно-промышленный комплекс и милитаризацию страны.

Даже если ему удастся пролоббировать ратификацию СНВ-2 в Государственной Думе, этого будет явно недостаточно, чтобы предотвратить выход американцев из договора по ПРО (особенно если к власти в США придет республиканская администрация). А в этом случае под давлением военных Путин практически неизбежно вынужден будет пойти на "маленькую холодную войну".

Кроме того, например для Японии, совсем скоро станет окончательно ясно, что эпоха "встреч без галстуков" окончательно ушла в прошлое вместе с надеждами получить столь желанное решение территориального вопроса в упаковке "мирного договора". Соответственно и желание японской стороны делиться своими финансовыми ресурсами с Россией может быстро сойти на нет.

Может ли Путин позволить себе на этом фоне жесткую антизападную риторику? Как это не парадоксально, может. Еще неделю назад не мог, будучи премьером, а сейчас, перейдя на уровень исполняющего обязанности президента, может. Почему?

Прежде всего потому, что, находясь на посту премьера, Путин должен был быть очень осторожным, чтобы не поссориться с Западом и не позволить загнать российскую экономику в тупик очередного дефолта где-то в марте-апреле, резко снизив тем самым свои шансы на президентских выборах.

Сейчас ситуация совершенно иная. За оставшийся период до президентских выборов период максимум, что может сделать Запад - несколько ухудшить экономическую ситуацию в России, но не слишком, так как у России как раз до конца марта остается возможность маневрировать на опасном поле своих внешних долговых обязательств.

Даже отказ со стороны МВФ предоставить очередной транш не слишком подорвет доверие населения России к власти, если только не уйдет резко вверх курс доллара, так как у Центрального банка при всех благоприятных итогах прошлого года резервы не безграничны.

Путин же объективно заинтересован в том, чтобы антизападная риторика стала бы составляющей частью его предвыборной кампании. Чем жестче будет действовать Запад, тем легче будет пропагандистки обыгрывать это на внутреннем фронте, списывая на Запад все возможные трудности в экономической сфере.

В этом состоит парадоксальность ситуации и ее выигрышность для Путина - при любом развитии ситуации - сдержанная поддержка или мягкое давление - он только выигрывает во внутриполитическом плане.

Единственно реально опасное для Путина развитие ситуации - это если давление со стороны Запада неожиданно перейдет в жесткую фазу, то есть в стадию экономических санкций в отношении топливно-энергетического комплекса и финансовых институтов России.

Что же касается собственно внешней политики, то Путин, на мой взгляд, уже внутренне ориентирован на то, чтобы реально заняться внешней политикой только после президентских выборов, чтобы, по его же словам, "все наладить за две недели". В принципе при определенных условиях это можно будет сделать, ибо Запад готов будет признать выборы любого президента в России и начать с ним теперь уже полномасштабный диалог.

*══*══*

Самое негативное, что мы имеем в сложившейся ситуации, так это начало массовой кампании по навязыванию российскому обществу мысли о том, что Путину на предстоящих выборах альтернативы нет.

Фактически речь идет о том, чтобы попытаться провести ту же самую линию, которую проводили на протяжении всех последних лет - Ельцину альтернативы нет! Что из этого получилось, думается, всем достаточно ясно.

Для России, на мой взгляд, нет ничего опаснее сегодня, чем попытаться вернуться к "монополитической" модели, вновь основанной не на логике экономического и социально-политического развития страны, а на своего рода "демократическом культе личности".

Страну нельзя строить "под Путина". Чтобы мы вновь не оказались в ситуации обманутых надежд, от Путина в первую очередь требуется достаточно четкое видение пути развития страны.

Выборы выборами, но без политического самоопределения человека, которого действительно многие хотели бы видеть президентом Российской Федерации, многое в будущем нашей страны может оказаться далеким от желаемого.

Страна имеет полное право знать, что такое "путь Путина".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
760
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
876
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
994
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
367

Другие новости