0
1441
Газета Политика Интернет-версия

04.03.2000 00:00:00

Крыша готова, нужны фундамент и стены

Вахтанг Чкуасели

Об авторе: Вахтанг Отарович Чкуасели - директор Института прокризисных исследований.

Тэги: безопасность


ПОЖАЛУЙ, за все время своего существования документ, именуемый "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", не привлекал столь широкого внимания российской и мировой общественности, как в последние один-два месяца. Напомню, что он был утвержден Указом президента Бориса Ельцина 17 декабря 1997 года. А 10 января нынешнего, 2000, года, и.о. президента Владимир Путин подписал указ, предписывающий "внести изменения и дополнения в "Концепцию безопасности РФ...", изложив ее в новой редакции". Именно они, эти новейшие дополнения, сделали документ столь популярным. Особенно часто цитируют заявление России о применении "всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными".

СОВОКУПНОСТЬ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Внимание американских и европейских обозревателей к этому пункту легко понять. Россия вновь - после памятной всем эскапады Ельцина во время его визита в Пекин - без стеснения напоминает, что она ядерная держава. Фактически Кремль на уровне государственной политики изменил интонацию в диалоге с Западом на более жесткую. И там прекрасно понимают причины такой перемены: расширение НАТО, агрессия против Югославии и трения, возникшие в ходе размещения миротворческих сил в Косово. Политика стран Запада впервые открыто рассматривается как потенциальная угроза российской безопасности. Подчеркивается, что "попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные перемены".

Еще новинка - возможность применения военной силы внутри страны "в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя". Для всех очевидно, что и эта формулировка буквально выстрадана Россией в связи с попытками религиозных экстремистов и сепаратистов атаковать ее на территории Чечни и в Дагестане. Характерно, что в "Концепции" указывается и на усиление негативных тенденций в военной сфере, а также на то, что способствует этим тенденциям: недостаточное финансирование национальной обороны, затянувшийся процесс реформирования Вооруженных сил. Ведь сегодня федеральные войска действуют на пределе своих возможностей. Появись очаг напряженности где-то помимо Северного Кавказа - обычных сил для его ликвидации может попросту не хватить.

Но защита от вооруженного агрессора - лишь одна из сторон обеспечения национальной безопасности. Именно в признании ее комплексного характера - одно из главных достоинств документа. "Национальные интересы России, - говорится в нем, - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции и в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями".

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НАЦИЯ

Можно не сомневаться, что еще в первой половине 90-х годов само появление такого рода концепции было бы невозможно. Тогда страна до нее еще не дозрела. Только сегодня можно говорить о подлинном осознании государством своих задач и, по крайней мере, ближайших целей. А соответственно и угроз, с которыми оно столкнулось как на собственных просторах, так и за рубежом. С одной стороны, это расширение НАТО и вылазки сепаратистов. С другой - состояние отечественной экономики, несовершенство системы государственной власти и гражданского общества, социально-политическая изоляция и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений, экологический и демографический кризисы.

По каждому из названных пунктов, а также по целому ряду других позиций в документе даны развернутые оценки и рекомендации. Особо отмечено, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России. Учтено, казалось бы, все. От чего же документ производит ощущение какой-то недосказанности, неполноты?

Вот, к примеру: при всем обилии слов, имеющих отношение к назревшему и наконец вскрывшемуся гнойнику на теле России - бандитскому анклаву в Чечне - "Концепция" не снимает вопроса о путях разрешения этого и подобных ему конфликтов. Да, конечно, следует крепить Вооруженные силы, но предпочтительно все же не доводить дело до необходимости их применения. Да, чрезвычайно важно поднимать экономику регионов, не допускать нищеты, безработицы и т.д., но и этого недостаточно для обеспечения политической стабильности такого государства, как Российская Федерация. Ибо, напомню, она представляет собой полиэтническое государство. Кроме русских, которые составляют 83% населения, здесь живут более 170 народов. Устойчивое развитие и безопасность России зависят от умения государства обеспечить равноправное и благополучное обустройство всех ее народов, земель, граждан. От нашей способности жить в самобытной, многонациональной, культурной стране.

Между тем в "Концепции национальной безопасности..." - не странно ли? - при всем обилии суждений именно о безопасности не сделано даже попытки проанализировать другой компонент этой словесной формулы - нация. Что же это за "птица", которую мы так стремимся обезопасить? Восполню пробел: в современном понимании нация есть историческая общность людей. Складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Она складывается из различных племен и народностей - как нам хорошо этот факт известен! Существование подгрупп, субкультур и сложнейших иерархических взаимосвязей между ними ставит на повестку дня проблему структурной координации, а также символической унификации этносов с помощью "общих символов", таких, как язык, обычаи, верования и т.д. И, разумеется, проблему их возможного конфликтного противостояния, одним из крайних проявлений которого является сепаратизм.

В "Концепции" ничего этого, повторяю, нет. А ведь навязанная нам западная традиция восприятия нации как народа-государства ведет к игнорированию существующих, хуже того, взбудораженных наций-этносов, проблем их обустройства и развития в Российском государстве.

А О СТРАТЕГИИ ПОЗАБЫЛИ

Помимо этого, авторы "Концепции" то и дело спотыкаются о частности. Удачные и уместные формулировки чередуются с досадными пробелами. Например, в новой редакции документа справедливо подчеркнуто, что "борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер". Тем самым создается дополнительная юридическая и нравственная опора для искоренения упомянутых зол. Но в том же документе ни слова не говорится о том, какой вклад в укрепление безопасности отечества могут внести его отдельные граждане. Кое-кто мог бы истолковать это как молчаливое поощрение молодых людей, уклоняющихся от службы в армии.

Думаю, причину слабостей документа следует искать в том, что он разрабатывался, по существу, узким кругом специалистов. Правда, пути реализации "Концепции" рассматривались в Федеральном собрании РФ с участием руководящих работников силовых министерств, правоохранительных органов и спецслужб, представителей научного сообщества. В рекомендациях, принятых по результатам обсуждения, отмечалось, что обществом и властью не в полной мере осознана необходимость "безотлагательного комплексного решения назревших проблем". Важнейшей задачей признана необходимость закрепления положений "Концепции" в нормативных и правовых актах, которые развивали бы документ применительно к современным условиям.

Что ж, в этом есть резон. И все же, как мне представляется, корень вопроса - в другом. Сегодня Россия остро нуждается в капитальном, тщательно проработанном, прошедшем через горнило широкого общественного обсуждения документе более общего характера - "Стратегии государственного развития". Именно он должен стать "стволом" с отходящими от него "ветвями" - определением внутренних и внешних угроз (национальная безопасность) и методов реагирования на них (военная доктрина). При его отсутствии происходит выпячивание, превращение в самодовлеющий фактор пусть важных, но все-таки частностей. Только наличие стратегического плана позволяет безошибочно, с учетом всех тонкостей прорабатывать тактику. Пока его нет, мы остаемся в положении чудаков, соорудивших над головой красивую, надежно прикрывающую от дождя крышу, да как-то в суете позабывших о стенах и фундаменте. Делать, однако, нечего. Здание придется доводить до конца, хотя бы даже и с нарушением должного порядка технологических операций. Ведь нам в нем жить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
829
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
724
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
842
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
576

Другие новости