0
964
Газета Политика Интернет-версия

04.05.2000 00:00:00

Надо, в конце концов, думать об интересах России

Юрий Данилов

Об авторе: Юрий Алексеевич Данилов - кандидат экономических наук, зав. лабораторией анализа финансовых рынков Государственного университета - Высшей школы экономики.

Тэги: Россия, губернатор


ОДНОЙ из основных проблем России, обозначившихся в 90-е годы, стала проблема слабости федерации. Россия в эти годы не являлась полностью единым организмом - федеральные законы не исполнялись на территориях, региональные законы прямо противоречили федеральным, региональные власти вели себя как хотели. При этом властные элиты субъектов Федерации, как правило, в последнюю очередь заботились об интересах России как единого государства.

Такая ситуация крайне негативно отразилась на инвестиционном климате России. Инвесторы, в первую очередь иностранные, были практически лишены возможности эффективно инвестировать в большинстве регионов России. Региональные власти, прямо нарушая всяческие нормы, требовали и требуют своего вхождения в бизнес, предлагая в качестве доли разрешение на осуществление инвестиций на собственной территории. Кроме того, особым цинизмом характеризуется поведение региональных властей в земельном вопросе. Для долгосрочного стратегического инвестора (а именно таких инвесторов в настоящее время особенно не хватает России) вопрос прав на землю, на которой расположено его предприятие, чрезвычайно важен. И если такой инвестор построит предприятие, а через три года истечет срок аренды земли и власть предложит продлить эту аренду с десятикратным увеличением арендной платы, то в такой ситуации можно говорить о прямом воровстве такого предприятия местным начальником. Как результат - многие крупные инвесторы, пришедшие в Россию в начале эпохи реформ, в ужасе бежали.

Так же по-хамски вели себя регионы и в том случае, когда сами заимствовали финансовые ресурсы на рынке. Лишь десятая часть субъектов Федерации, выпустивших агрооблигации, погасили их. До сих пор (прошло уже более 2 лет после первых региональных дефолтов) всевозможные клубы кредиторов пытаются договориться с должниками. Отсутствие наказания за подобные действия наталкивает на мысль о бесполезности этих усилий кредиторов.

Кроме того, отсутствие контроля за действиями региональных властей привело также к существенному ухудшению финансового положения всей Российской Федерации. Огромные финансовые ресурсы, отправлявшиеся из федерального бюджета в виде государственных инвестиций или трансфертов, как правило, не достигали целевого получателя, теряясь где-то в регионе. Напротив, налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, не всегда покидали пределы региона.

Естественно, подобная ситуация заставила задуматься различные умы российского общества о том, как ее изменить. И вскоре по-российски лихо эти умы предложили решить проблему одним ударом, но зато смертельным. Предложили отменить выборность губернаторов.

У нас в Высшей школе экономики при подготовке материалов для Программы развития России до 2010 года в области улучшения инвестиционного и предпринимательского климата возникло иное предложение. На наш взгляд, не нужно отнимать у губернаторов того статуса и тех полномочий, которые они сегодня имеют. Нужно лишь заполнить тот вакуум власти, который изначально относился к федеральному Центру, но в процессе построения современного российского государства был стихийно заполнен губернаторами. Это предложение и будет изложено далее.

Но прежде одно замечание. Предложение об отмене выборности губернаторов и изгнании оных из Совета Федерации чревато гражданской войной, которая может закончиться либо распадом России, либо ее объединением кровавым диктатором. Наше предложение не ведет к отрицательным последствиям. Кроме того, оно легче реализуется - для этого не нужно вносить изменений в Конституцию, даже специального закона принимать не потребуется.

Это предложение - о введении в России института генерал-губернаторства. Генерал-губернатор - это чиновник федеральной власти. Генерал-губернатор назначается и отзывается президентом РФ. Должность генерал-губернатора является должностью государственной службы. Его статус должен примерно соответствовать статусу современных российских министров. Сразу заметим, что называть этого чиновника можно как угодно. Он может также называться федеральным комиссаром; представителем президента; чертом лысым. В этой статье тем не менее, отдавая дань российским традициям, будем называть его генерал-губернатором.

Генерал-губернатор, по нашему мнению, может вписаться в действующую систему разделения властей относительно безболезненно. Все функции, которые предлагается закрепить за генерал-губернатором, в настоящее время бесхозны. Введение поста генерал-губернатора не ущемляет (по крайней мере формально) права представительной власти, в том числе губернаторов, избираемых в рамках субъекта Федерации. Генерал-губернатор призван, в том числе, заменить менее эффективный (и менее властный) институт представителей президента.

Институт генерал-губернаторов - составная часть федеральной исполнительной власти, на который разумно было бы возложить следующие функции:

- контроль за соблюдением субъектами Федерации и местными органами самоуправления, а также должностными лицами (губернаторами и главами местных администраций) федерального законодательства и единого режима инвестиционной деятельности;

- контроль за использованием государственных инвестиций и иных средств федерального бюджета в регионе, осуществление федеральной инвестиционной политики;

- контроль за деятельностью регионального отделения федерального казначейства:

- контроль за сбором налогов и их перечислением в федеральный бюджет;

- осуществление трансфертов из федерального бюджета;

- осуществление режима президентского правления в случае его введения в одном из субъектов Федерации, входящих в соответствующее генерал-губернаторство;

- управление (в том числе финансирование) судебной системой на территории генерал-губернаторства и контроль за исполнением судебных решений (тем самым мы решаем проблему независимости судебной власти от местных начальников);

- распоряжение имуществом (в том числе недвижимостью), находящимся в федеральной собственности и расположенным на территории соответствующего генерал-губернаторства;

- контроль за оборотом земель;

- координация деятельности региональных отделении федеральных министерств и ведомств, в первую очередь в области инвестиционной политики.

Введение института генерал-губернаторства предполагает также разделение территории страны на генерал-губернаторства. В состав отдельного генерал-губернаторства могут входить несколько субъектов Федерации, составляющих единый экономико-географический регион. Определение границ генерал-губернаторства ни в коем случае не означает изменения административно-территориального деления страны, закрепленного в Конституции. На наш взгляд, генерал-губернаторства должны объединять от 2 до 15 субъектов Федерации. При разделении страны на генерал-губернаторства должны приниматься во внимание следующие показатели:

1. Объем производимой на территории региона продукции.

2. Стоимость размещенных на территории региона производительных сил.

3. Население.

4. Размер территории и транспортная доступность.

5. Уровень замкнутости региональной экономики.

6. Количество наций и народностей, проживающих в регионе.

На наш взгляд, оптимальное количество генерал-губернаторств - от 8 до 16. Один из разработанных вариантов деления страны на генерал-губернаторства предполагает деление на 12 генерал-губернаторств, объединяющих от 2 до 11 субъектов Федерации. Эти генерал-губернаторства могут включать или не включать национальные административно-территориальные образования. В соответствии с данным вариантом в границах отдельных генерал-губернаторств концентрируется от 5 (Кавказ) до 16 (Центр) миллионов жителей. Однако в большинстве генерал-губернаторств (Московия, Северо-Запад, Верхняя Волга, Средняя Волга, Южная Россия, Урал, Западная Сибирь) будет сосредоточено от 11 до 15 миллионов жителей. По данному проекту границы генерал-губернаторств не будут в точности совпадать с границами экономических районов, но принцип единства народнохозяйственного комплекса региона будет соблюдаться.

Для повышения эффективности института генерал-губернаторства (по крайней мере применительно к улучшению инвестиционного климата) требуется также выстроить достаточно жесткую законодательную систему регламентации ответственности губернаторов за свои действия. В этом направлении наиболее актуальным было бы принятие двух законов, один из которых регламентировал бы порядок привлечения губернаторов к ответственности и основания освобождения его от должности, а второй создавал правовые основы введения режима президентского правления. Собственно, введение президентского правления может стать практически возможным только в случае наличия того института, который будет осуществлять этот режим. Генерал-губернатор в данном случае подходит для этой цели как нельзя больше.

Необходимо дать время губернаторам на приведение местных нормативных актов в соответствие с федеральными законами, по истечении которого нарушение губернатором закона должно быть основанием для отстранения его от должности. Создание правовых основ для введения в том или ином субъекте Федерации режима президентского правления стало в настоящее время особенно актуально ввиду предельной агрессивности сепаратизма. Однако в перспективе возможность введения такого режима стала бы существенным фактором снижения инвестиционных рисков в регионе и как следствие - увеличения притока инвестиций и их эффективного использования. Поэтому необходимо предусмотреть, что режим президентского правления может вводиться в субъекте Федерации также в том случае, если произошел отказ субъекта Федерации от своих обязательств либо если субъект Федерации отвечает признакам финансовой несостоятельности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
894
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
899
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
609

Другие новости