0
1774
Газета Политика Интернет-версия

14.07.2000 00:00:00

Запад и восток сойдутся в XXI веке

Булат Уразбаев

Об авторе: Булат Уразбаев - депутат Законодательной палаты Государственного собрания Республики Башкортостан первого созыва.

Тэги: национальность, Россия


национальность, Россия

ОДИН из главных парадоксов истории на рубеже веков - обострение национального вопроса.

Если отвлечься от анализа этой проблемы в мировом масштабе и оценивать ее в рамках России и СНГ, то можно прийти к выводу, что обособление территорий на отдельные государства, республики внутри государства, автономные регионы и т.д. обусловлено стремлением местных элит привлечь национальный фактор для обеспечения себе экономической самостоятельности, возможности приватизировать свои "княжества" над национальным флагом.

Такого мнения придерживаются, например, сторонники так называемой единой и неделимой России. И надо отметить, что новейшая история отдельных регионов и новых стран дает весомые аргументы в поддержку этой точки зрения.

Однако подобная позиция отражает лишь одну сторону процесса, более того, она ставит его "с ног на голову", подчиняя подъем национального самосознания интересам местных политико-экономических элит, представляя этот процесс всего лишь как операцию, организованную и срежиссированную верхами для достижения собственных интересов. Национальный вопрос здесь загоняется в рамки экономических интриг, "подрывной работы" небольшой кучки людей. Не учитывается рост национального самосознания, который мы наблюдаем в самых широких массах населения России (не говоря уже об отделившихся странах СНГ).

Разгадка феномена - в другой плоскости. А именно: в отсутствии духовного смысла существования российского народа, той уже пресловутой национальной идеи, которой сегодня нет, поскольку она должна быть выстрадана обществом в ходе его развития.

Да, идеология коммунизма давно почила как национальная идея еще в брежневские времена. Но ее заменяло в СССР некое чувство солидарной общности людей, всеобщей защищенности. Ведь понятие "советский народ" не было фантомом, оно в определенной степени даже включало в себя элементы некоего "суперэтноса", который с определенной натяжкой (хотя бы приблизительно) можно было сравнить с сегодняшним суперэтносом американцев.

С распадом СССР это чувство солидарности, чувство поддержки гражданина государством (пусть и во многом декларативное, а отчасти и реальное) исчезло. Среднестатистический человек оказался в космической пустоте: без средств, дающих уверенность в завтрашнем дне, без поддержки, без будущего.

И в худшем положении оказались именно русские - как представители империообразующей нации, "растворившиеся" в понятии "советский народ", не имеющие своей малой, отличной от других родины, того кланово-земляческого сообщества со сложившимися традициями, на которые они могли бы опереться (кроме некоторых локальных этногрупп - типа донских казаков).

С другой стороны, представители всех иных этносов, населяющих Россию, противопоставили распаду СССР и крушению солидарного сообщества "советского народа" иное "чувство локтя". И единственное, что они могли противопоставить этой потере и чем могли ее заменить, - чувство национального самосознания и национальной общности как единственную найденную опору в обрушившемся мире. В этом - главная причина роста национального самосознания и обострения национального вопроса в России.

Только осознав объективность, более того, неизбежность роста национального самосознания как закономерного следствия распада СССР, мы можем перейти к рассмотрению перспектив развития самой России как федеративного государства, объединяющего все его народы.

Если представить СССР как империю, образованную нацией-доминантом в отрыве от специфики ее развития, мы должны признать, что распад многонациональной империи ведет к независимости всех тех народов, которые входили в ее состав, и созданию отдельных государств (классический пример: Британская империя). Однако Россию представляет ряд таких отличий, которые свидетельствуют даже не о специфике, а об уникальном территориальном образовании.

Не занимаясь доказательством этой общеизвестной истины, отметим главное. Все или почти все народы России при наблюдаемом сегодня росте национального самосознания не могут развиваться в отрыве от нее, само их национальное самосознание, национальная культуры не просто неразрывно связаны с русской культурой - они включают в себя и русскую культуру, и русское самосознание.

Самый крайний националист, кричащий об отделении от России, в душе своей одновременно и представитель своего народа, и русский. Даже в его экстремизме можно найти черты русского национального характера. Определенное исключение могут составлять некоторые кавказские народы, побежденные лишь в XIX веке после столетней войны и депортированные в 40-е годы. Особый случай - Чечня. Ее трагедия обусловлена, во-первых, крайне свободолюбивым, мятежным национальным характером (только они подняли восстание при Сталине до войны!); во-вторых, активным вмешательством извне кругов, имеющих особые экономические интересы; в-третьих, сравнительной малочисленностью населения, позволившей экстремистским представителям кланов использовать идею суверенитета в своих целях. В Чечне, как очень точно найденной болевой точке России, действительно был претворен в жизнь тот сценарий обострения национального вопроса, какой пророчат для всех нерусских народов России сегодняшние псевдорусские "патриоты".

Но Чечня - это исключение из правила, которое никак не может стать искрой всероссийского пожара, которым нас пугают; для возгорания такого пожара просто нет топлива.

Те, кто угрожает и даже, можно сказать, шантажирует распадом России, не видят отсутствия базы для этнических конфликтов. Они не видят того, что видит и знает каждый здравомыслящий человек, сколько-нибудь поживший и поездивший по стране: каждый гражданин РФ нерусской национальности - это россиянин, то есть человек, с молоком матери, с детского сада и школьной скамьи впитавший в себя культуру двух народов - русского и своего (башкирского, татарского и т.д. ).

Здесь хотелось бы сказать, что каждый нерусский в России - наполовину русский, но это было бы неточно: его культура, его воспитание и его душа представляют уникальный сплав русской национальной культуры, русского национального самосознания с культурой и национальным самосознанием своего народа. И, конечно, у представителя каждого народа, и у каждого гражданина "проба" этого уникального полиэтнического сплава национальных характеров различна: в зависимости от воспитания в семье, проживания в городе или селе и т.д.

И было бы очень большой ошибкой все нерусские народы России стричь под одну гребенку, требовать некоего единого уровня их политической, административной и иной самостоятельности, а порой и одной, так называемой национально-культурной, автономии. Главное, сохранить и дать возможность для развития сложившихся форм бытия народов РФ.

Но как и - главное - ради чего жить в России великому русскому народу при отсутствии и невыстраданности четкой национальной идеи? По какому пути идти к ней? Это - главнейший вопрос для всех народов России. Ибо рост национального самосознания не может в полной мере заменить великую цель, стоящую перед народом, ее может заменить лишь широкое массовое благосостояние народа (выполняя роль ее суррогата), что мы видим на примере так называемых развитых стран.

Не так давно в молодом, но уже крупном городе в географическом центре России, где живут в основном русские и татары, построили мечеть. Большую мечеть, по современному архитектурному проекту. Курировал ее сооружение Муфтий Талгат Таджутдин, единственный из муфтиев России, носящий один из высших канонических титулов Шейх-уль-ислам. Несмотря на то что мусульманское духовенство РФ практически раскололось на несколько управлений-округов, именно Таджутдин остается авторитетом номер один для всех.

И вот представители высшего мусульманскою духовенства нашей страны собрались на торжественное открытие храма. А на самом подступе к нему их ожидал такой сюрприз, что многие оказались в состоянии, близком к шоку.

Они увидели три эмблемы - три небольших знака на стене мечети перед входом в нее: мусульманский полумесяц со звездой, христианский крест и шестиконечную звезду Давида.

Талгат Таджутдин решился публично объявить, высечь на камне главную идею своего духовного пути: идею единства трех великих мировых религий.

Может быть, Таджутдин ошибался. Наверное, ошибался. Но он был одержим идеей духовного объединения всех людей в России, и не только в России.

Великая национальная и интернациональная идея России - ибо главная цель и духовный смысл существования российского суперэтноса должны представлять собой, на первый взгляд, парадоксальный сплав этих понятий - предначертаны самой историей русской нации.

Здесь встает вопрос: а каковы же сегодня национальные традиции у собственно русского народа, каков его национальный характер в отличие от всех других этносов, населяющих Россию? В чем национальная духовная опора русского человека в отличие от башкира, якута, имеющих свою малую Родину, свою, почти родовую общность?

Во-первых, на весь комплекс русских традиций: от языческих времен и крещения Руси Владимиром до последних лет. Но прежде всего - на великую культуру русского народа, сформированную в основном в ХIX-ХХ веках. Прежде всего на ее мысль, на ее литературу (от Пушкина до Михаила Булгакова), которая ни у одного другого народа в мире не оказывала такого поразительного влияния на формирование национального характера и души народа, как в России.

И в совокупности с великой русской культурой, даже в чем-то исходя из нее - на еще не общепризнанное, кажущееся теоретическим, но реально существующее чувство евразийства, в распространении которого заключена будущая великая историческая миссия России.

Запад и Восток сойдутся в XXI веке. Это закономерный итог развития экономических, коммуникативных, информационных связей и т.п. А мостом их единения станет Россия - единственное великое евразийское государство.

Главной политической проблемой XXI века станет вначале противостояние между двумя исторически разошедшимися главными ветвями человечества, которые может помочь объединить Россия. Именно от нее зависит будущее всего человечества, потому что Россия призвана сыграть главную роль стабилизатора в погашении назревающего глобального конфликта и способствовать мирному (или относительно мирному) сплаву Запада и Востока в единое мировое сообщество.

В национальном характере, в самой душе русского и российского народов заключен зародыш тех главных чувств и идей, которые, развиваясь и видоизменяясь (как? - мы сегодня не можем предугадать) в том будущем, которое мы, к сожалению, не увидим, сформируют единый и в своем единстве многонациональный гиперэтнос землян. Потому что история взаимоотношений народов России и их единение в российский народ - это исторический факт слияния Востока и Запада.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1443
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3723
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2093
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2365

Другие новости