0
3332
Газета Политика Интернет-версия

18.07.2000 00:00:00

От мечты о гармонии к жестокому реализму

Алексей Пушков

Об авторе: Алексей Константинович Пушков - автор и ведущий аналитической программы "Постскриптум" (ТВЦ), член президиума Совета по внешней и оборонной политике.

Тэги: Путин, безопасность


Путин, безопасность

В НАЧАЛЕ прошлой недели была обнародована новая концепция внешней политики России, а вчера Владимир Путин отправился в Пекин, Пхеньян и на Окинаву, чтобы испробовать эту концепцию на практике. Новая концепция, разработанная МИДом под руководством Совета Безопасности и утвержденная президентом, сменила прежнюю - многословную и оторванную от реальности, принятую еще в 93-м году при Козыреве. Построенная на иллюзиях и на благих пожеланиях, она была многократно опровергнута ходом международных отношений и самой российской внешней политикой, которая уже к середине 90-х перестала соответствовать собственному доктринальному оформлению.

Начиная с 96-го года положение попытался исправить Евгений Примаков. Примаков фактически провозгласил собственную доктрину, хотя и не оформил ее в виде отдельного документа. "Доктрина Примакова" покоилась на трех китах - интеграция, многополярность, альтернативность. Приоритетами внешней политики объявлялись интеграция в мировую экономику, установление многополярного мира и проведение в острых вопросах мировой политики линии, альтернативной линии США. Испытание "доктрина Примакова" прошла трижды - во время жесткого торга по поводу расширения НАТО в 1996-1997 годах; во время кризиса вокруг Ирака ноября 1997-го - марта 1998 года; и, наконец, во время кризиса в Косово (весна-лето 1999 года). В двух случаях из трех, а именно в случае с расширением НАТО и косовским кризисом - России пришлось отступить, удовлетворившись символической компенсацией, которая ни в коей мере не ставила под сомнение достижение западным альянсом своих целей. Лишь в случае с иракским кризисом Москва сумела одержать заметную, но временную победу - США пришлось на несколько месяцев отказаться от бомбежек Ирака. Однако с октября 1998 года США и Великобритания возобновили удары - без санкции СБ ООН, в одностороннем порядке, без того, чтобы кто-то смог им в этом помешать.

К исходу конфликта вокруг Косово стало ясно, что ставка на уравновешивание избыточной американской мощи, при всей своей оправданности, вряд ли в полной мере соответствовала нашим возможностям. Разворот Примакова над Атлантикой был, безусловно, эффектным - и в тех условиях совершенно правильным дипломатическим и политическим ходом. Однако этот разворот, к сожалению, не отменял необходимости других полетов - за американским согласием на финансирование России по линии МВФ и особенно на реструктуризацию ее долгов. Так стратегическая установка на интеграцию сталкивалась с ориентацией на альтернативность. К концу 90-х стало также ясно, что на глобальном уровне мы не можем противопоставить чего-то существенного последовательному продвижению НАТО на восток. Идея треугольника Москва-Дели-Пекин умерла, не родившись. Стратегическое партнерство с Китаем было изначально ограниченным достаточно узкой сферой, в которой Китай готов тесно взаимодействовать с Россией, не ставя под вопрос свою линию на особые отношения с США. Наконец, расчеты на постепенное движение Европы к собственной "внешнеполитической идентичности" оказались несколько преждевременными. Развитие кризиса вокруг Косово показало, что при всех взаимных претензиях и мелких трениях, американцы и европейцы все же предпочитают преодолевать их в рамках общей политической стратегии.

Концом политики, основанной на "доктрине Примакова", стало решение Бориса Ельцина - вопреки собственной политике в косовском кризисе - послать Виктора Черномырдина выручать НАТО, попавшее в Югославии в крайне сложное положение. Тем самым Ельцин между "альтернативностью" и интеграцией выбрал интеграцию - так, как он ее понимал, и обеспечил базу для своего участия в кельнском саммите "большой восьмерки" в июне 90-го. После этого во внешней политике России наступила пауза - в течение года она занималась в основном тактическими задачами, а стратегия была отложена на потом, как минимум - на этап после президентских выборов. И вот сейчас мы получили основы новой стратегии.

Скажем сразу - новая концепция качественно лучше и глубже предыдущей. В ней действительно есть и здоровый прагматизм, и реализм, о которых говорит Игорь Иванов. Скажем, вполне трезво говорится о том, что "усиливается тенденция к осознанию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США". Вместе с тем признаются новые императивы, связанные с процессом глобализации: "На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности...". Концепция немало унаследовала от "доктрины Примакова". В ней, например, говорится, что Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений. И это понятно, потому что ориентироваться на однополярность Россия не может по определению. Мы не являемся и в обозримом будущем не можем стать участником американской системы союзов, более того - сталкиваемся сейчас с США по большому числу принципиальных вопросов. А значит - только многополюсность при активном взаимодействии с Европой, США, Китаем, Индией и другими центрами силы дает нам возможность реального отстаивания наших интересов. Другое дело, что при этом вряд ли разумным было бы не видеть, что среди "полюсов" один намного сильнее, чем другой, и что в настоящее время именно США выступают Эверестом мировой политики.

Вполне в примаковском духе в концепции отвергается и положение для России как "младшего партнера" Запада. В ней ставится задача сохранить территориальную целостность Югославии, противодействовать расчленению этого государства; осуждается новая стратегическая концепция НАТО с ее идеей ведения военных действий за пределами зоны прямой ответственности альянса без санкции СБ ООН; фиксируется негативное отношение России к расширению НАТО; объявляется неприемлемой идея "гуманитарной интервенции".

Все эти положения, я бы сказал, естественны для российской внешнеполитической доктрины. Было бы странным, если бы мы соглашались с практикой, которая сужает наши возможности в мировых делах, нивелирует нашу лидирующую роль в СБ ООН, утверждает право западного альянса на одностороннее применение военной силы для решения международных кризисов, то есть в обход нашей позиции и нашего влияния. Однако здесь вырисовывается серьезная проблема. Она состоит в том, что в рамках принятой концепции мы неминуемо будем вступать в трения и коллизии с нашими западными партнерами, и прежде всего американскими, с которыми мы сталкиваемся по большой сумме вопросов - от действий в Косово до проблемы ПРО. А это может ударить по другой стратегической задаче - задаче подъема нашего экономического потенциала и нашей интеграции в мировую экономику. Поскольку выполнение этой задачи зависит не только от нас, но и от наших западных друзей-соперников.

Когда, представляя концепцию, Игорь Иванов настаивает, что "на нынешнем, во многом переломном этапе развития России внешняя политика призвана быть действенным помощником решения внутренних задач", то сразу же встает вопрос - а как на практике увязать одно с другим? То есть должны ли мы ради хороших политических и экономических отношений с США и Западной Европой соглашаться с их твердым намерением осуществить вторую волну расширения НАТО, включив в нее Прибалтику? Или, скажем, ради лучших перспектив реструктуризации наших долгов Западу, следует ли нам смириться с намерением США создать национальную систему ПРО? Иными словами, как быть, если жесткое отстаивание нами наших внешнеполитических позиций войдет в конфликт с задачами внутреннего восстановления страны? То есть потребует от нас больших военных расходов или омрачит перспективы привлечения важных американских инвестиций? Что мы выберем в этом случае?

У этого противоречия на самом деле нет решения. Точнее, нам придется делать выбор в каждом конкретном случае, исходя из анализа всей совокупности "за" и "против". В общем же плане выход один: нам следует все же идти по пути распаривания внутренних и внешнеполитических задач, ухода от жесткой увязки между нашим внешнеполитическим поведением и подъемом нашей экономики. Такая увязка, кстати, наиболее выгодна США, поскольку позволяет нейтрализовать наш внешнеполитический потенциал, используя фактор нашей финансово-экономической зависимости.

Здесь мы могли бы вдохновиться опытом того же Китая. Китаю удалось, не теряя самостоятельности во внешней политике и ругаясь с американцами там, где китайцы считают необходимым ругаться, обеспечить огромный приток западных, и в том числе американских, инвестиций в свою экономику. Объем этих инвестиций настолько высок, что теперь США семь раз подумают, прежде чем идти на коллизию с Пекином. Китаю сейчас, конечно, намного легче, чем нам. Они сумели еще 20 лет назад наладить устойчивый экономический рост, создали привлекательный климат для внешних капиталовложений, постоянно наращивают свои валютные резервы и рвутся в XXI век с силой и уверенностью нового мирового лидера. К тому же, находясь на Дальнем Востоке, Китай в геополитическом отношении менее уязвим, чем Россия, перед лицом внешних вызовов, и не сталкивается с США и НАТО ни в одном регионе, кроме самого Дальнего Востока (проблема Тайваня). У нас пока нет ни одного из китайских козырей и есть большой набор реальных и потенциальных противоречий с США и НАТО.

И тем не менее иного пути у нас нет. Поскольку мы не можем быть ни частью НАТО, ни ЕС, у нас нет иного выбора, кроме как постоянный поиск необходимого баланса между нашими внутренними потребностями и необходимостью мешать таким сдвигам во внешнем мире, которые лишь усилят наше положение зависимой и слабой "великой державы". Нам решающим образом должно помочь то, что с концом холодной войны и ускорением глобализации более нет жесткой зависимости между движением капитала и политическими отношениями между странами, если только они не находятся в состоянии прямой конфронтации. Проще говоря, западным стратегическим инвесторам наплевать на наши споры с США по поводу Ирана, Ирака или даже Косово. Для них определяющей является перспективность капиталовложений и достижимая норма прибыли. Именно этим сдвигом в логике международного взаимодействия и должен воспользоваться Владимир Путин. Ни в коей мере не отказываясь от выполнения тех внешнеполитических задач, от которых Россия не может отказаться, если она не хочет оказаться в XXI веке в положении бесплатного приложения к могущественному альянсу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1973
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4637
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2522
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2901

Другие новости