0
774
Газета Политика Интернет-версия

07.09.2000 00:00:00

Средний класс спасет Россию


В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. Этос среднего класса: Нормативная модель и отечественные реалии. Научно-публицистическая монография / Отв. ред. Г.С. Батыгин. - Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000, 272 с.

РОССИЙСКОЕ общество оправилось от кризиса. Одно из несомненных доказательств этого - книга Бакштановского и Согомонова. Причем дело даже не в том, что сотрудники тюменского Центра прикладной этики рискнули написать и опубликовать объемистое исследование, посвященное среднему классу в России, а в том, что сегодня многие их тезисы кажутся вполне убедительными, тогда как еще год-два назад они показались бы по меньшей мере неуместными.

Итак, есть ли в России средний класс, этот гарант стабильности любого общества? Читатель не найдет в книге четкого ответа на этот вопрос. Но не потому, что авторы не уверены в существовании среднего класса в современной России. Дело в том, что в книге вообще нет четких ответов на поставленные вопросы, их нужно терпеливо выискивать в хитросплетениях терминологических и историографических выкладок, нагромождаемых авторами вокруг любого важного для них понятия и тезиса. Читатель, избалованный американскими монографиями, в которых жирным шрифтом выделена основная мысль и в столбик приведены доказывающие ее положения, может растеряться и не устоит перед соблазном сразу же заглянуть в послесловие. Однако и это не поможет. Чтобы разобраться в концепции авторов и вместе с ними поверить в возможность и необходимость "культивирования этоса среднего класса" в России, придется прочесть всю книгу от начала до конца.

Некоторое замешательство может охватить читателя в результате того, что самое главное понятие исследования - завораживающее слово "этос" - разъясняется далеко не на первой странице исследования. Как и средний класс, "этос - понятие с неустойчивым терминологическим статусом". Вся это "неустойчивость" и склонность к многообразию определений, очевидно, вызваны необходимостью выработать новый язык, на котором можно было бы говорить о существовании среднего класса в России и о перспективах развития соответствующей системы ценностей. Этот новый язык необходим, так как классические теории среднего класса явно не подходят для России, социально-политическая действительность которой вообще с трудом описывается в терминах западных социальных наук. Но как-то описывать ее надо. В частности, необходимо как-то назвать ту значительную часть населения, которая не относится ни к бедным, ни к богатым слоям российского общества и которую до кризиса уже начали было потихоньку называть средним классом. И именно его посчитали одной из главных жертв августовских событий 1998 г. Сегодня понятие среднего класса снова входит в оборот. Но используется в основном для того, чтобы назвать ту часть общества, которая находится "посередине". Кроме того, очень хочется, чтобы у нас он тоже был: как известно, именно средний класс выполняет "стабилизирующую миссию", по меткому выражению авторов, "засыпает рвы" на поле социальных дистанций", вырабатывает ту самую национальную идею, которой сегодня все еще не хватает России.

Перефразируя Бурдье, чтобы сделать какое-либо явление общественной жизни частью "реальности", необходимо его назвать. Авторы исследования берутся подготовить почву для этого "называния", подробно оговаривая те критерии, которые должны определять принадлежность к среднему классу именно в России. Особенно они подчеркивают важность "нематериальных факторов". Здесь авторы формулируют свою мысль предельно четко: "В средний класс не "переходят" просто по достижению каких-то измеряемых показателей". Как туда попадают - это уже другой вопрос. В исследовании применяют такие образы, как "забрасываться", "оказываться". Раскрытию технологии этого "забрасывания" по большому счету и посвящена книга. А этос, вынесенный в заглавие и определяемый (для тех, кто дочитал до середины исследования) как нечто среднее между моралью и нравами, и является совокупностью тех "нематериальных факторов", которым отводится решающая роль. Причем не только в становлении среднего класса, но и в преодолении "кризиса идентичности", который тюменские исследователи приравнивают к "кризису веры в идеалы и ценности реформ".

Итак, "пытаясь разобраться в массе вопросов-сомнений и отдавая себе отчет в невозможности ответить на всю их совокупность в одном, практически пионерном, исследовании на уровне предпонимания", Бакштановский и Согомонов уверенно утверждают одно: именно ценности среднего класса - стремление к успеху, стабильности, соблюдению правил игры - то, что нужно России сегодня. Теперь дело за малым - надо, чтобы в российском обществе эти ценности действительно "оценили".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2089
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4788
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2623
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3019

Другие новости