0
1211
Газета Политика Интернет-версия

26.10.2000 00:00:00

Газ - топливо российских реформ

Александр Новопашин

Об авторе: Александр Новопашин, генеральный директор совместного российско-турецкого предприятия "ОХС"

Тэги: газ, украина


ЗАПАСЫ наших природных ресурсов богаты, но не безграничны. А взлетевшие на мировом рынке цены на нефть, по мнению экспертов, уже в следующем году могут дать задний ход. В то же время "черное золото" и "голубое топливо" по-прежнему остаются главной опорой российской экономики. Вот почему ломаются копья на переговорах между Москвой и Киевом по газовым вопросам, а поиск новых путей выхода газовой трубы на мировой рынок приобретает стратегическое значение. Уже подписаны договоренности между "Газпромом" и крупнейшими западными корпорациями о строительстве нового газопровода в обход Украины через территорию Польши. В рамках проекта "Ямал-Европа" уложены десятки километров трубы на территории Белоруссии. А руководство "Газпрома" заявило о перспективном увеличении экспорта газа в два раза. Особая роль в наметившейся российской газовой экспансии принадлежит уникальному проекту "Голубой поток", который не только позволит вывести газовую трубу через Черное море в страны Центрально-Азиатского региона, но и должен продемонстрировать всему миру качество российских технологий.

Не случайно в ходе своего визита в Турцию в минувший понедельник премьер Михаил Касьянов посетил трассу строящегося газопровода "Самсун-Анкара", который является частью проекта "Голубой поток". Этот проект предусматривает сооружение газовой магистрали общей протяженностью 1263 километра, из них 370 километров - по территории России ("Изобилие-Джубга"), 392 километра - по акватории Черного моря ("Джубга-Самсун"), 501 километр - по территории Турции ("Самсун-Анкара"). Подсчитано, что за первую четверть нового века по новому газопроводу в Турцию поступит 365 миллиардов газа. Российская казна получит за этот период не менее 25 миллиардов долларов. Выгода очевидна и для турецкой стороны: благодаря "Голубому потоку" Турция осуществит государственную программу газификации страны.

Однако почти три года вокруг этого уникального проекта шли напряженные политические баталии. Турки выбирали между экономической выгодой и "политической целесообразностью", а точнее - давлением американцев. Одновременно с нашим "Голубым потоком" рассматривался вариант строительства Транскаспийского газопровода, по которому в Турцию должен был потечь туркменский и азербайджанский газ. Нашлись противники "Голубого потока" и в России. Наши оппоненты упирали в том числе и на необычайную техническую сложность проекта. Спору нет: помимо прокладки трубы по дну моря предстояло преодолеть горные хребты и голубые ущелья на сухопутном турецком участке трассы. Это серьезные преграды. Но, с другой стороны, за плечами специалистов российской корпорации "Стройтрансгаз" - сотни тысяч километров газо- и нефтепроводов, проложенных в суровых условиях Севера, Сибири, Уральских гор и Карпат.

Не случайно право на участие в реализации проекта "Голубой поток" на территории Турции "Стройтрансгаз" получил на бестендерной основе. Таким образом за последние 20 лет в Турции крупные проекты еще никому не передавались. Как же получилось, что турецкие компании (а в Турции есть несколько компаний по строительству трубопроводов со значительным техническим и производственным потенциалом) остались в стороне, а ведущая роль в реализации проекта "Голубой поток" была отдана нашей корпорации "Стройтрансгаз"? Дело в том, что наши компаньоны не имеют большого опыта в сооружении сложных трубопроводных систем.

Газопровод на территории Турции берет начало в месте выхода его морского участка на сушу восточнее Самсуна. Далее газопровод пересекает район Солуова, области Амасья, Чорум, Кырыккале и, проходя южнее Анкары, соединяется с газопроводом из Болгарии. Для сооружения газопровода "Самсун-Анкара" было создано совместное российско-турецкое предприятие "ОХС" ("Озташ"-"Хазинедароглу"-"Стройтрансгаз"). Заказчиком выступила турецкая государственная трубопроводная корпорация "Боташ". Всю трассу было решено поделить на участки, где работу ведут совместно наши и турецкие специалисты, и чисто российский, где трубу сооружают сварщики и механизаторы "Стройтрансгаза". На правах старшего и более опытного компаньона российская корпорация получила наиболее тяжелый участок, где высокогорья чередуются с ущельями, а равнинная местность пересечена водными преградами. Однако наши газопроводостроители не ударили в грязь лицом.

В составе "Стройтрансгаза" в Турции работают 300 российских специалистов. Средний возраст сварщиков, операторов трубоукладчиков и механизаторов - всего 24 года. Однако до начала командировки ребята мастерски овладели техникой в школе "Стройтрансгаза". Многие из них успели поработать на сооружении газопровода "Ямал-Европа" в Белоруссии. Темп, который задали российские сварщики в Турции, многие специалисты называют беспрецедентным: с учетом сложных условий местности суточный проход в 1300 метров - это серьезная претензия на рекорд. При этом показатель исправляемых дефектов держится на уровне 2,7%, в то время как по мировым стандартам допустимый предел дефектности для автоматической сварки - 7%.

К началу второй декады октября в целом по трассе сварено уже 400 из 500 километров трубы, испытано с продувкой и промывкой - 150. Последний стык планируется сварить до конца нынешнего года. Можно не сомневаться - так и будет! Наша уверенность в своевременной сдаче в эксплуатацию газопровода "Самсун-Анкара" базируется прежде всего на том, что на трассе применяются самые передовые организационно-технические решения, способствующие высоким темпам работ.

В процессе инжиниринга трубопровода такой протяженности в Турции впервые была применена спутниковая система. Несмотря на довольно сложный профиль трассы, 80% сварочных работ на монтаже линейной части выполняется прогрессивным способом - автоматическими установками CRC-Evans. Российские специалисты привезли в Турцию самую современную в мире технологию строительства трубопроводов. В Турции мы имеем новейший и лучший парк техники. На строительные площадки доставлено самое современное с точки зрения технологии оборудование.

"Стройтрансгаз" как одна из ведущих компаний в России по сооружению объектов газовой промышленности еще два года назад открыла свое представительство в Турции, изучает ее рынок, перспективы, активно участвует во всех программах, тендерах на строительство объектов транспорта и переработки газа. Соседские отношения России и Турции, их территориальная близость, перспективный рынок сбыта газа на территории Турции - все это, безусловно, вызывает большой интерес у России в экономическом

сотрудничестве с южным соседом. Закрепление более стабильных и серьезных позиций на энергетическом рынке Турции, думаю, будет способствовать развитию наших взаимоотношений и в других областях деятельности.

Анкара-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2345
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5181
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2874
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3318

Другие новости