0
1131
Газета Политика Интернет-версия

01.02.2001 00:00:00

Точечные удары

Тэги: сборник, пособие, политология


СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. - М.: "Socio-Logos", 2000, 148 с.

РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ сборник - это универсальное пособие для всех, кто интересуется социологическим измерением российских СМИ. В книге представлена вся проблематика таких областей знания, как новейшая отечественная история, социология, журналистика, политология, этика и т.д. Авторы статей (ученые-социологи, политтехнологи и даже представители администрации президента) пытаются подвести итоги предвыборной кампании и роли СМИ - каждый со своей точки зрения. Эти самые точки зрения простираются от моральных аспектов журналистики до закономерностей исторического процесса. При этом общая оценка ситуации на рынке СМИ у всех приблизительно одна и та же - освещение выборов в российских СМИ было тенденциозным, а характерными чертами всех СМИ признаны: поляризация, пристрастность и большой объем скрытой рекламы.

Хотя с утверждениями авторов трудно не согласиться, они, честно говоря, не рассказали ни о чем принципиально новом. Негативность оценок, когда речь идет о социально-политической ситуации в России, стала общим местом, и не только для научной литературы. Как всегда, все знают, почему "все плохо", но никто по-настоящему не знает, что делать.

И.М. Дзялошинский в статье "Причины "странного" поведения российских журналистов в избирательных кампаниях 1999-2000 года", объясняет эту "странность" объективным и закономерным кризисом всего общества и, в частности, неготовностью СМИ к условиям рынка, несовершенным законодательством, ухудшением ситуации с доступом журналистов к информации. По его мнению, на Западе масс-медиа, которые вместе со всем обществом прошли развитие капиталистических отношений, сегодня четко разделяются по полити ческим или экономическим пристрастиям, а в России резко меняют ориентацию в зависимости от политической конъюнктуры. То есть, перефразируя знаменитое выражение, "нечего на СМИ пенять, когда у самого рожа крива".

Мысль об исторической закономерности сегодняшней ситуации на рынке СМИ продолжает автор статьи "Контент-анализ сообщений СМИ: измерение политической пристрастности" И.Г. Федорова. Автор верит, что детальный анализ СМИ на предмет пристрастности и последующая публикация этих данных позволят широкой аудитории более сознательно относиться к их сообщениям, а также сделает средства информации зависимыми от аудитории. Это в конечном счете должно уменьшить число предвзятых материалов. В этой статье, как ни в какой другой, бросается в глаза безысходность. Автор основную роль в развитии гражданского общества отдает исследованиям и мониторингу.

Но дальше всех пошел автор статьи "Особенности потребления политической информации и ее влияние на электоральные предпочтения". Он ставит вопрос ребром - а существует ли проблема вообще? Приведенные в статье результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что доля колеблющихся в принятии решения (участвовать ли в выборах и за кого голосовать) избирателей составляет 20-25%. Иными словами, менее трети активного электората может быть признано объектом эффективного пропагандистского воздействия на выборы. Таким образом, становится вполне уместным вопрос о том, стоит ли искать проблему в СМИ, если их роль столь мала.

В продолжение вопроса об эффективности СМИ очень интересной выглядит статья "Политические симпатии российской аудитории Интернета". Автор пишет, что на прошедших выборах политические предвыборные технологии впервые добрались до Интернета. В отличие от предыдущих кампаний многие политические силы осознали возможности глобальной Сети как коммуникационного канала. И это неудивительно, ведь если темпы роста количества пользователей сохранятся, то к следующей избирательной кампании их число превысит 12 млн. человек. Интернет имеет все шансы стать инструментом политического воздействия наравне с традиционными СМИ, а за счет специфического для Сети точечного и целевого воздействия даже более эффективным.

Политики несколько разочаровались в медиакомпоненте. Политики образца 1999-2000 гг. и ближайших лет будут делать упор на индивидуальное и целевое воздействие. Это могут быть современные цифровые технологии, агитация на местах и, конечно, работа с властными структурами. Постепенная же утрата доверия к прямой рекламе приводит к использованию методов манипулирования общественным мнением, PR и скрытой рекламе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1919
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4566
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2483
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2845

Другие новости