0
1009
Газета Политика Интернет-версия

06.02.2001 00:00:00

Может ли быть в России демократический закон о партиях?

Владимир Лысенко

Об авторе: Владимир Николаевич Лысенко - председатель Республиканской партии России, депутат Государственной Думы.

Тэги: закон, партия, дума


Похоже, что после десятилетия "хождения по мукам" наконец Закон "О политических партиях" появится на свет.

Этот закон, как и Земельный кодекс, новый российский парламент не мог принять долго. И это не случайно, ибо Земельный кодекс регулирует "святое святых" - отношение к нашему главному богатству - земле, а закон о партиях - отношение к власти, которая всегда в России была в руках государства. Правда, партии от отсутствия закона не очень пострадали, ибо в самом начале 90-х гг. был принят достаточно либеральный закон "Об общественных объединениях", который практически всех устраивал.

Я был первым разработчиком Закона "О политических партиях" еще в Верховном Совете РСФСР в 1991 г. Наш первый закон был самым либеральным и демократическим, ибо его главной задачей было не допустить повторения монополии одной партии на власть, создать широкие гарантии многопартийной системы в новой России. Однако этому закону не дал хода Верховный Совет РСФСР, который строился не по партийному, а по профессиональному принципу и большинство в котором составляли коммунисты.

В 1993 г. уже в "рыбкинской" Думе работа над законом о партиях была продолжена.

В "селезневской" Думе 1996-1999 гг. закон долгих четыре года пролежал без движения.

C приходом нового президента в новой Государственной Думе закон вдруг был вытащен из небытия и по заданию главы государства в рекордно короткие сроки подготовлен Центральной избирательной комиссией (а почему-то не Генеральной прокуратурой или Минюстом, которые могли бы внести важную лепту в усиление государственного контроля над политическими партиями) с участием представителей думских фракций к первому чтению.

Какими же намерениями был вызван столь стремительный блицкриг? Официальная версия разработчиков законопроекта: заботой о гражданах, избирателях России, которые, приходя на парламентские и президентские выборы, никак не могут разобраться в многочисленных партийных списках и кандидатах в президенты. Поэтому надо им помочь, приняв такой закон о партиях, который бы удушил "мальков" и оставил бы на политической арене только "настоящих политических щук".

Но что же показывает жизнь? Если в парламентских выборах 1995 г. приняло участие около 50 политических партий и блоков, то на выборах 1999 г. уже около 20. И совершенно очевидно, что к следующим выборам в Думу 2003 г. естественным путем останется не более 10-15 партийных списков. Таким образом, получается, что благое намерение исполнительной власти вмешаться в естественно идущий процесс не столь необходимо. К тому же последние парламентские выборы показали, что шесть прошедших в Думу политических партий и блоков победили с большим отрывом от остальных конкурентов, то есть сами граждане уже давно разобрались, за кого и как им голосовать.

Поэтому, естественно, возникают подозрения в иных, скрытых мотивах "любви" исполнительной власти к данному закону. И как здесь не вспомнить выступление нашего президента на учредительном съезде "правящей" партии "Единство", где он сказал, что ему по душе двухпартийная система. А в России слово первого лица - закон для чиновников, многим из которых уже давно надоели эти "политические выскочки" и хочется порядка и спокойствия, как это было в недалекие времена КПСС. Мне кажется, здесь суть и смысл президентского законопроекта "О политических партиях": резко сократить число субъектов политической деятельности, а оставшихся поставить под неусыпный контроль государственной машины.

Обратимся к концептуальным положениям президентского законопроекта и его отличиям от альтернативного законопроекта, разработанного депутатами Государственной Думы Рыжковым и Игруновым вместе со мною.

Первое принципиальное отличие состоит в том, что мы предлагаем политический ландшафт России оставить таким, как он сложился естественным путем за эти десять лет, то есть сохранить не только федеральные партии (как предлагает президентский законопроект), но и движения и политические организации. Другими словами, должны существовать и жесткие формы политических объединений, каковыми являются политические партии (с дисциплиной, членскими взносами, партийной иерархией), и более мягкие, предполагающие возможность коллективного членства, плюрализма мнений, отсутствия обязательных взносов. В нынешнем переходном обществе, по данным социологических опросов, от трети до половины участников политических объединений не готовы состоять в политических партиях. Ликвидировав движения и политические организации, закон сузит и так очень тонкий слой политически активной части населения, что может иметь пагубные последствия для формирования гражданского общества в нашей стране.

Второе отличие связано с первым и касается политического ландшафта не в горизонтальном, а в вертикальном измерении. Президентский законопроект предлагает ликвидировать не только более половины федеральных политических объединений, но и все региональные политические организации. В 89 субъектах останутся только отделения федеральных политических партий. Это означает серьезное отступление от федерализма и отказ в существовании самостоятельной политической жизни в российских регионах. В большинстве федеративных государств мира в субъектах разрешено и поощряется существование собственных политических организаций. Если они исчезнут, то ставится под сомнение и сам федеративный характер нашей государственности. На практике реализация данной меры президентского законопроекта будет означать ликвидацию около тысячи политических объединений в субъектах Федерации, что приведет к диктату Центра и унификации политической жизни в стране. Наш законопроект предлагает сохранить политические организации в регионах.

Третье отличие касается критериев политической партии. Если наш законопроект предлагает установить минимально допустимую численность партий в 2,5 тысячи членов, то президентский законопроект предлагает повысить планку до 10 тысяч членов, при этом партия обязана иметь свои отделения не менее чем в половине регионов численностью сто человек. Сегодня постоянно численность, превышающую десять тысяч членов, могут иметь Компартия, получившая наследство от КПСС, и "партия власти" (или "партии власти"), имеющие административный ресурс. Остальные политические партии, и прежде всего партии демократической ориентации, не находящиеся у власти и во многом остающиеся клубами единомышленников, рассчитаны не на многочисленных членов, а на хорошо организованный партийный актив. Это партии электоральные ("машины для выборов"), а не массовые, в отличие от левых организаций.

Поэтому принятие закона в редакции президента может оставить "пустыню" вслед за шестью прошедшими в Думу политическими партиями, навсегда лишив их конкуренции со стороны других политических объединений. И отнюдь не случайно, что на встрече с президентом в конце 2000 года лидеры всех думских фракций поддержали путинский закон о партиях, сделанный под них и дающий им политические преимущества. Однако вскоре некоторые из них (СПС и "ЯБЛОКО") опомнились и предложили свои, альтернативные президентскому, законопроекты.

Четвертое отличие президентского законопроекта как раз заключается в том, что он вводит тотальную регламентацию деятельности политических партий со стороны государственных органов и дает в руки чиновников многочисленные инструменты влияния на партии и их политику. Если данный законопроект будет принят в нынешней редакции, то Минюст получит возможность по своему усмотрению за малейшие нарушения приостанавливать деятельность политических партий на полгода, выбивая их таким образом из политического, а самое главное - избирательного процесса. Фактически создается правовой механизм отсеивания неугодных исполнительной власти политических партий. В альтернативных законопроектах такая система отсутствует.

Пятое отличие - это предусмотренное президентским законопроектом государственное финансирование политических партий. Если говорить прямо - это механизм "подкармливания" угодных и наказания неугодных, распространения захлестнувшей страну коррупции на политические партии. Кроме того, в нынешних условиях нищеты значительного числа наших граждан принятие данного положения приведет к еще большему недоверию россиян к политическим партиям. Поэтому наш законопроект предлагает не вводить постоянное государственное финансирование партий, а сохранить нынешнюю систему поддержки государством политических объединений во время избирательных кампаний.

Хотя Думе 7 февраля предстоит рассмотреть пять различных законопроектов, включая наш и президентский, при нынешнем раскладе сил в нижней палате парламента наибольшие шансы быть принятым в первом чтении имеет президентский проект. Поэтому задача авторов альтернативных законопроектов - убедить президента и большинство депутатов в необходимости серьезной корректировки официального проекта закона ко второму чтению. Если это не удастся сделать и закон о партиях сохранится в нынешнем виде, то в недалеком будущем у нас останутся только две реальных партии - "партия его величества" и "партия оппозиции его величества". Почти как в Англии┘ В Средневековье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1204
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3198
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1807
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2141

Другие новости