0
764
Газета Политика Интернет-версия

03.04.2001 00:00:00

Проблема общерос-
сийского масштаба

Валерий Кадохов

Об авторе: Валерий Тотрадзович Кадохов - член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Тэги: чечня, кавказ, стабильность


Установление политической стабильности и прочного гражданского мира на Северном Кавказе является вопросом первостепенной важности для Российской Федерации. И дело заключается не в одних лишь бедствиях, которые связаны с военными действиями в Чечне. И не только в том, что Кавказ стратегически важен как естественный мост между Россией и Ближним Востоком, как регион, который непосредственно прилегает к нефтеносному Персидскому заливу и сам изобилует разнообразными природными ресурсами.

Существует и другой фактор, повышающий значение происходящего на Кавказе. Северокавказские проблемы имеют одним из своих источников общую неустроенность нашего государства, несовершенство его социально-экономической политики, недостаточную эффективность государственного аппарата. Не случайно президент Владимир Путин в одном из своих первых интервью назвал Чечню символом слабости Российского государства, преодоление которой есть непременное условие самого существования России. На Северном Кавказе, наверное, как ни в каком другом регионе страны, все проблемы предстают в наиболее наглядной форме. Решив их здесь, государство сделает серьезный шаг к своему выздоровлению.

Проблему стабилизации обстановки на Северном Кавказе нельзя свести только к прекращению военных действий в Чечне и к решению наиболее острых социальных вопросов для Чеченской Республики и Северного Кавказа в целом. Решение лежит глубже: оно должно предусматривать установление в регионе качественно иного социального порядка, преодоление слабости государственных институтов, внедрение элементов гражданского общества, глубокие экономические преобразования. Таким образом, достижение стабильности на Северном Кавказе следует рассматривать как проблему российского масштаба, для решения которой должен быть выработан комплексный подход, основанный на тщательном анализе социально-политической ситуации и точном знании исторических корней кавказских проблем.

Ключом к оздоровлению ситуации на Северном Кавказе, безусловно, является кардинальное улучшение состояния экономики региона. Совершенно необходима разработка и реализация федеральным Центром крупномасштабных экономических проектов на Северном Кавказе. Направлениями, где может быть достигнут наибольший социально-экономический эффект, являются развитие электроэнергетики, транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Также сферой концентрации усилий государственной власти может стать обеспечение условий для развития агропромышленного комплекса Северо-Кавказского региона. Определенные усилия, приложенные в этих и некоторых других хозяйственных сферах, могли бы существенно выправить экономическое положение региона, создать основу для его процветания и превращения в зону экономического притяжения для всего Большого Кавказа.

Было бы неверным видеть в проблеме модернизации Северного Кавказа только экономический аспект. Этот процесс включает в себя упрочение государственных институтов, укрепление местного самоуправления, равно как и развитие институтов гражданского общества.

Необходимо отчетливо осознать, что та парадигма, в соответствии с которой выстраивались политические и социальные отношения на Северном Кавказе в последнее десятилетие, неоднозначна и двусмысленна. Государственные образования, созданные или провозглашенные здесь, уже достаточно стабилизировались и, в общем, состоялись как субъекты Российской Федерации. Но по объективным обстоятельствам сложившиеся политические режимы во многом еще далеки от норм государственного порядка, а главное - от потребностей наступающей эпохи.

Упрочение федеративных начал Российского государства, связанное с ним уточнение статуса и функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исправление их нормативно-правовой базы должно сопровождаться преодолением некоторых достаточно архаичных черт, присущих этим государственным образованиям, патриархальных традиций и кланово-родовых отношений, зачастую служащих благообразной оболочкой для криминального содержания. Наличие в социально-политической жизни региона этих, в сущности, антигосударственных черт тормозит экономическое и культурное развитие всего Северного Кавказа, создает тенденции, которые при определенных обстоятельствах могут привести к кризису, как это произошло в Чечне.

Политическое самоопределение северокавказских народов состоялось - это непреложный факт. Поэтому лучше всего укреплять государственные институты у народов Северного Кавказа, развивая их национальные формы. При самых благих намерениях попытки подменить региональные органы назначенцами из Центра контрпродуктивны и в перспективе будут иметь результат, обратный желаемому. С этой, общей точки зрения, может быть решена и частная задача: политическое урегулирование в Чеченской Республике должно быть по преимуществу делом самих чеченцев. Да и применительно к Северному Кавказу в целом можно пытаться решить ряд проблем, используя давно апробированные в кризисных ситуациях политические и общественные механизмы вроде съездов народов Терека, привлечения к политическому диалогу представителей этнических диаспор и т.п. Но сюда никак не вписывается предложенный СПС переход к "принципу разделенных территорий"...

Однако определенная рамками закона самостоятельность руководства региона должна быть непременно связана со строгой ответственностью как перед населением, так и перед федеральным Центром, чтобы не повторить ошибки предыдущего десятилетия, когда почти что культивировалась всеобщая безответственность. Такая своего рода политика "кнута и пряника", конечно, с поправкой на современность и реалии федерализма, имеет на Кавказе давнюю традицию, начиная с генерала Ермолова.

В условиях глобальных перемен необходимость сохранения социальной стабильности диктует северокавказским социумам, их интеллектуальной и политической элитам задачу выработки новых общественных ценностей и создания на их основе нового общественного консенсуса. Патриархальные традиции, апеллировать к которым стало модно с начала 90-х годов, создавая иллюзию общественного согласия, могут дать лишь временную и непрочную опору социальному зданию.

Эрозия патриархальных ценностей, которая даже в самых традиционных обществах Северного Кавказа зашла очень далеко, делает бессмысленным занятием использование этих социальных механизмов в серьезной политике. Неразумно и опасно постоянное педалирование какой-то особой кавказской специфики. Особенно если это - сознательная эксплуатация так называемой "кавказской тематики" в интересах политической карьеры. В результате такого подхода истинное содержание проблем северокавказских народов заслоняется местной экзотикой, тем самым препятствуя их нормальному разрешению. В этом отношении весьма характерно избирательное отношение даже к истории кавказских народов, в которой кое-кто умудряется видеть только столетнюю вражду с Россией, отбрасывая все остальные сюжеты. Естественно, что такая деятельность не проходит бесследно для общественного сознания, закрепляя в нем архаичные и антигосударственные черты. А ведь задача интеллектуальных элит северокавказских народов состоит как раз в обратном - способствовать выработке комплекса таких социальных ценностей, которые могли бы помочь кавказским этносам ответить на вызовы истории и сохраниться как целостным и оригинальным общностям.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на попытки интенсивной исламизации в регионе. Необходимо оградить народы Северного Кавказа от распространения ислама в его дремучих фундаменталистских версиях. Для начала надо прекратить повсеместную практику направления северокавказской молодежи в исламские университеты, откуда эти молодые люди возвращаются не столько служителями Пророка, сколько проводниками идей сепаратизма и фундаментализма. Но вряд ли можно, как надеются некоторые, подорвать влияние фундаменталистов мерами только запретительного характера. Поэтому, может быть, есть резон в том, чтобы открыть здесь один-два исламских университета. И таким образом удержать молодых "лиц кавказской национальности" от тяготения к исламскому радикализму.

Вместе с тем должна быть предложена реальная альтернатива, обещающая благоприятные жизненные шансы для значительной части населения региона. Ведь именно отсутствие такой альтернативы создает мотивы для попыток обрести идейную опору в реакционных идеологиях, освященных именем Аллаха. Пока приобщение к современным экономическим и политико-правовым формам будет означать для большинства людей только снижение качества жизни и вызывать социальный дискомфорт, социальная база фундаменталистов сохранится.

Таким образом, решение проблемы стабилизации обстановки на Северном Кавказе лежит в русле всесторонней модернизации северокавказских обществ, делающей их способными при сохранении национального характера дать достойный ответ на вызовы истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
711
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
606
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
601
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
647

Другие новости