0
1293
Газета Политика Интернет-версия

17.05.2001 00:00:00

Зарыл в землю паспорт - стал рос-
сиянином

Леонид Баринов

Об авторе: Леонид Андреевич Баринов - кандидат философских наук, политолог.

Тэги: россия, снг, гражданство, паспорт, мафия


"РУССКАЯ мафия". Так обозначают в США и европейских странах граждан бывшего СССР, совершающих преступления. В действительности же эти лица являются гражданами суверенных государств, составлявших Советский Союз. Это понятие, рожденное "забугорьем", используют как свое российские средства массовой информации. Накладываемое на ежедневные криминальные сводки, которыми, увы, так богата наша сегодняшняя действительность, оно в качестве смыслового клише внедряется в сознание общественности. Так распространяется и прививается мысль, что преступность в России - сугубо отечественного происхождения.

Материалы, которыми располагает международно-правовое управление Генеральной прокуратуры РФ, свидетельствуют о том, что значительная часть преступлений на территории Российской Федерации совершается гражданами других государств, прибывающими прежде всего из бывших советских республик через наши прозрачные границы. Причем правоохранительные органы стран так называемого ближнего зарубежья это обстоятельство, по-видимому, не очень-то и беспокоит. Весьма высок процент тех, кто совершает там преступление, находится в розыске, а затем беспрепятственно прибывает в Россию и продолжает свою преступную деятельность. Эти люди в первую очередь добиваются российского гражданства, чтобы в случае задержания их не выдали стране, в которой они разыскиваются. Они неплохо усвоили статью Конституции РФ, согласно которой Россия своих граждан не выдает.

В соответствии с Законом "О гражданстве РФ" лишить гражданства может только суд, а это процедура очень сложная и долгая, а главное - это никому у нас не нужно. Когда таких лиц задерживают по международному розыску в рамках СНГ, они предъявляют паспорта с приобретенным российским гражданством. Выдавать их нельзя. Содержать под стражей тоже нельзя, так как неизвестно, когда и какое дело поступит от государства - инициатора розыска. Может быть, оно и вообще не поступит. В любом случае бросить все и ехать, например, на Украину или в Казахстан с тем, чтобы организовать там расследование по российским законам, наши следователи не могут, ибо у них своих дел хоть отбавляй. А как быть, когда таких случаев в год бывает более тысячи? Ведь невозможно разослать всех следователей по странам СНГ для расследования преступлений, совершенных "приобретенными" нами гражданами, а свои, российские, дела оставить без движения. Другого же решения Конвенция о правовой помощи в рамках СНГ, принятая в 1993 г., не предусматривает. В связи с этим сотни таких лиц, в том числе и совершивших тяжкие преступления, освобождаются из-под стражи, пополняют криминальную среду России.

Многочисленны и такие случаи, когда иностранные граждане, находящиеся в розыске у себя на родине, совершают затем преступления и в России. Этих лиц привлекают к правовой ответственности лишь за преступления, совершенные в России, и только после исполнения приговоров, вынесенных в России, они могут быть выданы государству, в котором находятся в розыске. Не выработаны ни механизмы объединения уголовных дел и совместного их расследования в рамках СНГ, ни процедура их судебного рассмотрения.

Еще более сложно осуществлять оперативно-разыскную деятельность правоохранительных органов СНГ и их взаимодействие. Формально в рамках СНГ созданы всевозможные Советы (например, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов КГБ и ФСБ, Совет руководителей налоговых и таможенных органов, Координационный совет генеральных прокуратур). Утверждены их уставы и положения. Но обеспечить реальное совместное и оперативное противодействие преступности в странах СНГ эти органы не могут. Прежде всего из-за отсутствия соответствующей правовой базы, разработанной с учетом безвизового передвижения граждан в пределах СНГ. Трехлетний труд экспертов стран СНГ, направленный на выработку такой правовой базы, завершился принятием "Договора о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников СНГ от 4 июня 1999 года".

Чтобы оценить возможность оперативного взаимодействия, которую предоставляет этот договор, приведем содержание его пункта 2 статьи 2, которая гласит: "Сотрудники правоохранительных органов одной стороны на основании соответствующих запросов и после получения разрешения (выделено мной. - Л.Б.) могут направляться на территорию другой стороны для выполнения служебных заданий, оказания содействия и проведения оперативно-разыскных мероприятий". Обратите внимание на выделенный текст. Это пишется в договоре в то время, когда десятки и сотни тысяч граждан государств - участников СНГ прибывают в Россию без всяких запросов и согласований. А вот сотрудникам правоохранительных органов даже в случае преследования преступников по горячим следам необходимо предварительно запрашивать разрешение и получать согласие на въезд. Парадокс, но это реальность. Если учесть, что на территории России постоянно пребывают несколько миллионов граждан государств СНГ, в том числе и криминальные группировки, можно представить себе, в каком положении оказываются именно российские правоохранительные органы, да еще с таким договором "о взаимодействии".

К этому следует добавить, что содержание месяцами в российских следственных изоляторах арестованных по международному розыску граждан стран СНГ и их последующее этапирование к границам России для передачи ложатся тяжелым финансовым бременем на и без того скудный бюджет наших правоохранительных органов. Вот почему представляется необходимым включить в новую Конвенцию о выдаче преступников в рамках СНГ положение о том, что расходы по розыску, содержанию под стражей и этапированию до границ несут государства, инициировавшие розыск, а не страна, задержавшая иностранных граждан. Тогда правоохранительные органы будут более ответственно относиться к объявлению в международный розыск и незамедлительно забирать таких лиц для привлечения к ответственности.

Для сравнения возьмем США. Там за малейшие провинности лишают гражданства. Даже за то, что в анкете неправильно что-то записано. Наш же закон о гражданстве ни под какие европейские стандарты не подходит. Вопрос гражданства сам по себе очень важный. Он ставит человека под защиту российской Конституции. Дает ему социальные гарантии, медицинское обслуживание, пенсию и т.д. Пока решение вопросов о предоставлении гражданства находится в ведении паспортно-визовых служб МВД, а не специальной службы, порядка в этом деле не будет. Очевидно, что необходимо вводить визовый режим со всеми государствами СНГ. Или же создать международный орган по этим вопросам.

И еще для сравнения. По приезде в командировку в Страсбург у любого сотрудника Генпрокуратуры РФ требуют дать сведения - есть ли у него приглашение и на сколько дней, имеется ли обратный билет, деньги на проживание, кто принимает на себя обязательства в отношении его. И никто не говорит, что государство с такими законами - не демократическое. Это в порядке вещей. Норма цивилизованной жизни. У нас же не проработанный должным образом вопрос о гражданстве прямо влияет на рост преступности. И где же такое видано: бывшие советские республики как прежде, так и сейчас позволяют своим гражданам свободно, без всяких проверок пересекать государственные границы России, а как дело доходит до работы правоохранительных органов - заявляют о суверенности!

Турки в Германии, алжирцы во Франции - все только зарегистрированные. Там немыслимо, чтобы незарегистрированный человек где-либо работал. Это только у нас как-то все нараспашку. В странах Бенилюкса лишь три месяца в году действует безвизовый въезд. Можно их использовать сразу или за несколько поездок. Если заходит речь о выезде за пределы границ государств, входящих в Бенилюкс, начинает действовать пропускной режим, предусматривающий проверку документов, паспортный и таможенный контроль. Если будет установлен визовый режим и обеспечено регулируемое передвижение населения, то криминальная ситуация в России существенно изменится в лучшую сторону.

Та или иная форма регистрации действует в любом государстве. Ни одна страна в мире не может терпеть положение, когда в нем проживают неизвестно откуда взявшиеся миллионы людей - не граждане этой страны. А лишь в Москве, например, сегодня живут около полутора миллионов граждан Азербайджана - не граждан России. Ежедневно из стран СНГ поступает от 10 до 20 запросов на людей, совершивших в этих странах преступления, там арестованных, объявленных в розыск и приехавших в Россию. О масштабах работы отдела экстрадиции международно-правового управления Генпрокуратуры РФ свидетельствует тот факт, что только в минувшем году у него в работе было 4225 дел.

Нужно наконец, не откладывая в долгий ящик, принять адекватные ситуации меры. Ведь границы суверенного государства там, где действуют его законы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1244
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
1002
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1586
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1292

Другие новости