0
731
Газета Политика Интернет-версия

24.05.2001 00:00:00

От многопа-
ртийности
к малопа-
ртийности

Владимир Лысенко

Об авторе: Владимир Николаевич Лысенко - депутат Государственной Думы, председатель Республиканской партии РФ.

Тэги: дума, партия, закон


ПОХОЖЕ, что строительство "властной вертикали" близится к своему победному завершению. Вслед за реформированием Совета Федерации, о котором теперь говорят как об "излишней" палате, настала очередь и Государственной Думы. Причем оказалось, что для встраивания нижней палаты парламента в "вертикаль власти" или в "единое политическое пространство" (под которым понимается пространство, руководимое из единого центра) не обязательно менять избирательное законодательство и даже Конституцию, достаточно принять "нужный" закон "О политических партиях".

И вот уже такой закон, разработанный по инициативе президента в недрах Центризбиркома, готов к окончательному принятию в Думе. Хотя еще полтора месяца назад после резкой критики проекта закона в ходе первого чтения и депутатами Госдумы, и общественностью, и средствами массовой информации, казалось, что ко второму чтению закон будет серьезно скорректирован. О необходимости учета позиции авторов четырех альтернативных законопроектов и готовности пойти на компромиссы по ряду концептуальных позиций говорил и представлявший в марте в Думе законопроект председатель ЦИКа Александр Вешняков. Но ничего подобного не произошло, хотя и было подано свыше полутора тысяч (!) поправок.

Почему? Ответ на этот вопрос дает авторство поправок. Среди поправок к законопроекту не оказалось поправок от самых больших партий (фракций): КПРФ, "Единства", ОВР. В основном поправки подавали депутаты демократических фракций (СПС, "ЯБЛОКО") и региональщики ("Российские регионы"). Именно поэтому Комитет по делам общественных и религиозных организаций, возглавляемый членом ЦК КПРФ Виктором Зоркальцевым, в котором доминируют члены фракций, названных первыми, и их союзники, готовя законопроект ко второму чтению, провел его легкий косметический ремонт, ничего не меняя по существу. Президентский законопроект оказался очень выгоден бывшей (коммунисты) и настоящей ("Единство") правящим партиям, закрепляя их преимущества перед всеми остальными и превращая многопартийную систему страны в малопартийную, с перспективой перехода к двухпартийной или полуторапартийной системе.

Принятие закона "О политических партиях" в данной редакции, а это, вероятно, произойдет еще до ухода Думы на летние каникулы, приведет к кардинальному пересмотру правил политической жизни в России.

Во-первых, оно приведет к резкому сокращению политического пространства и его участников. Оно будет быстро уменьшаться, как шагреневая кожа. Уже сейчас говорят о трех "реальных" кандидатах в следующую Государственную Думу: левый фланг политического спектра будет представлять КПРФ, имеющая сейчас рейтинг около 40%, правый и всех тех, кто пожелает с ними объединиться. Все как в учебнике политологии для первокурсников.

А как же быть остальным политическим партиям и организациям, а также гражданам, которым не нравятся три вышеперечисленных "фаворита"? Партиям фактически предлагается самораспуститься или влиться в определенные государством "три политические ниши", а рядовым гражданам расслабиться и получить удовольствие, не утруждая себя больше участием в выборах.

Действительно, по новому закону хотя на перерегистрацию политических партий и дается два года, но сделать это будет крайне трудно. Для этого нужно будет подать чиновникам Минюста списки 10 тысяч граждан - членов данной партии (с паспортными и иными данными), причем не менее чем в 45 региональных организациях должно состоять не менее чем сто членов, а в остальных не менее пятидесяти. На сегодняшний день подобным критериям отвечают политические партии, которые можно сосчитать на пальцах одной руки. Наследница КПСС, Компартия России, имеет в своих рядах около 300 тысяч членов, о численности остальных сведения очень противоречивы или их вообще нет. Подавляющее большинство федеральных политических партий в соответствии со старыми требованиями законодательства имеют в своих рядах около пяти тысяч членов. Значит им нужно начинать гонку за новыми членами, а ее в сегодняшних условиях политической апатии большинства населения смогут пройти или очень богатые, или близкие к власти структуры.

Если в европейских государствах в партиях состоит около 5% населения, то в нашей стране по экспертным оценкам не более полпроцента. То есть партии как политический институт пока очень слабо укоренились в нашей жизни. И при этом новый закон ликвидирует не только подавляющее большинство федеральных партий, но и все местные и региональные общественно-политические организации и партии, которых свыше тысячи и в них состоит не менее половины политизированного населения нашей страны. Это неизбежно приведет к тому, что провинция уйдет из большой и малой политики и все политические решения будут приниматься в Центре. Это также будет значить, что мы снова сползаем к унитаризму, утрачивая одно из главных завоеваний последнего десятилетия - федеративное устройство нашей страны. Законодатели подталкивают часть населения к внепарламентской, уличной политической борьбе.

Кроме того, приняв такой закон, создать новую партию, тем более оппозиционную, будет в десятки раз сложнее, чем сейчас.

Во-вторых, принятие данного закона сохранит "беспартийность", а значит, и бесконтрольность всех структур исполнительной власти страны. Несмотря на многочисленные предложения авторов альтернативных законопроектов, перейти к формированию правительства победившей на парламентских выборах политической партией или хотя бы добиться, чтобы члены правительства и президент могли быть членами партий и отстаивать их программные установки, президентский законопроект сохраняет исторический анахронизм партийности только депутатского корпуса. Это означает, что партии могут заниматься только законотворчеством. А вся реальная (исполнительная) власть в стране останется в руках многомиллионной российской бюрократии. Это также означает, что, как и в эпоху Ельцина, у нас будет "президент всего народа", а значит ничей, никому не подотчетный и опирающийся на свое ближайшее окружение.

В-третьих, принятие данного законопроекта приведет к ежегодному государственному финансированию политических партий из бюджета страны, что будет крайне болезненно восприниматься значительной частью наших сограждан, живущих до сих пор ниже уровня бедности. И так сегодня отношение населения к партиям, мягко говоря, неважное, а при введении госфинансирования оно еще больше ухудшится.

Кроме того, финансы партий станут всецело доступны государственному контролю. Счетная палата сможет проводить проверки в любой момент как партийных бюджетов, так и фирм, и граждан, решившихся перечислять партиям деньги. И нетрудно догадаться, что проверки оппозиционных партий будут более частыми и тщательными, а число юридических и физических лиц, желающих поддерживать партии, критикующие власть предержащую, будет неуклонно сокращаться.

Наконец, в-четвертых, законопроект оставляет и другие многочисленные механизмы чиновничьего произвола в отношении политических партий в лице так называемого приостановления деятельности партий и более тонких ловушек для неугодных.

Таким образом, закон вместо усиления общественного контроля за государством при помощи политических партий ставит последние под полный контроль бюрократии. Тем самым он не оставляет места для сильной конструктивной оппозиции, без которой любая страна обречена на застой и авторитаризм.

Закон не дает развиваться нашей партийной системе естественным эволюционным путем, а пытается "сверху" с помощью государственного принуждения ускорить укрупнение политических партий, попутно волевым решением определить, какие партии нужны нашим согражданам, а какие нет, какая нам нужна партийная система (конечно двухпартийная, потому что она нравится президенту), а какая нет.

Все это наша страна уже проходила. Так неужели наша история и практика партийных систем других демократических стран нас ничему не учит?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1370
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3579
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2026
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2305

Другие новости