0
657
Газета Политика Интернет-версия

03.07.2001 00:00:00

Высшая Палата - не только по названию

Оганес Оганян

Об авторе: Оганес Оганян - член Совета Федерации РФ.

Тэги: сф, элита, управление


УЖЕ БОЛЬШЕ года назад началось по инициативе президента Владимира Путина реформирование Совета Федерации, но до сих пор нет в обществе, в политической элите согласия по самым главным вопросам: каким же должен быть Совет Федерации и как он должен формироваться. Многие считают, что в результате этой реформы СФ фактически теряет свое значение и политический вес. Такие опасения отчасти можно понять. Но вряд ли с ними можно согласиться. Совет Федерации согласно Конституции имеет весьма значительные полномочия, играет одну из ключевых ролей в законотворческом процессе. Опасения критиков реформы сводятся в основном к тому, что нынешние сенаторы-"назначенцы" в отличие от избранных народом губернаторов никого не представляют и ничего не могут. Поскольку народ их не выбирал, значит, Совет Федерации недемократичен. Поскольку у них нет тех властных полномочий и рычагов, которые имеют губернаторы, СФ еще и недееспособен. Остается или упразднить его вообще, или вернуться к прямым выборам сенаторов. Сторонники этой точки зрения не хотят понять, что Совет Федерации за время своего существования сильно изменился, как и вся наша политическая система, да и российская демократия.

Пять-шесть лет назад таких претензий к Совету Федерации не возникало по многим причинам, в том числе и потому, что тогда он вполне соответствовал реалиям российской политической жизни. Сенаторы были представителями региональной политической элиты. Надо отметить, что верхняя палата всегда была более ответственной и умеренной в своих решениях, чем нижняя: губернаторы и председатели региональных законодательных собраний были менее популистски настроены, чем депутаты Государственной Думы, хотя и они голосовали с оглядкой на свой электорат. Но, с другой стороны, из-за неразвитости гражданского общества, слабости федерального Центра региональные лидеры приобрели слишком много власти как у себя в регионах, так и в Центре, где губернаторы-члены Совета Федерации фактически принимали законы сами для себя. Принцип разделения властей нарушался, но у Центра не было ни сил, ни, возможно, желания ликвидировать эту порочную практику. Но это не могло продолжаться бесконечно. Меняется страна, меняется система власти, меняются и представления о том, как эта система должна действовать.

Десять лет назад казалось, что достаточно избрать парламент, создать несколько партий - и российская демократия быстро станет самой демократичной в мире. Но, пожалуй, более всего соответствовал своему назначению демократического парламента Съезд народных депутатов в 1989 году. А теперь, по прошествии десятилетия, мы видим, что настоящих политических партий в стране практически не появилось, что нынешние парламентарии как в Центре, так и в субъектах Федерации вряд ли превосходят своих предшественников по профессионализму, да и по нравственным качествам. В чем же дело? Ведь все нынешние парламентарии, в том числе политические шоумены, занимающиеся в основном тем, что постоянно развлекают телезрителей, - все они попали в парламент самым демократичным путем, через выборы.

Может быть, это заставит нас задуматься о том, что система власти и ее формирования должна быть устроена более сложно, чем нам представлялось десять лет назад? Примитивные и наивные представления о демократии способны полностью опорочить саму идею демократии и причинить огромный вред нашему обществу.

Без прямых выборов органов исполнительной и законодательной властей не обойтись. Но, во-первых, сейчас мы видим, как в выборных кампаниях тратятся огромные средства, зачастую сомнительного, а то и прямо криминального происхождения, выливаются потоки компромата, принимаются довольно странные судебные решения, игнорирующие волю значительной части электората, повсеместно используются грязные избирательные технологии. Можно ли при этом говорить о свободном волеизъявлении народа?

Во-вторых, никогда не следует трактовать демократию как примитивное "народовластие" при равенстве каждого каждому. Эта система власти гораздо сложнее и многограннее. Тому есть множество доказательств и примеров, проверенных временем и серьезными испытаниями. В Организации Объединенных Наций, построенной на принципе равного уважения к правам всех наций, ряд государств, к которым относится и Россия, обладают особыми правами, например, правом вето в Совете Безопасности. Эти права не узурпированы силой, они определяются особой ответственностью этих государств - гораздо большей, чем у других. В международных финансовых и экономических структурах, таких, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, права участников также неравны, они определяются их вкладом в эти структуры. По этому совершенно демократичному принципу построено и любое акционерное общество.

Трудно после многих десятилетий советской эпохи привыкать к мысли, что в любом обществе есть элита, есть средний класс, есть и бедные люди. Но, не поняв и не приняв это, мы рискуем загубить российскую демократию, похоронить ее под волной "народного гнева". Опыт многих стран Африки и Азии говорит, что скоропалительное "административное внедрение" равного избирательного права в не подготовленном к этому обществе слишком часто приводило не к парламентской демократии, а к диктатуре - нищими массами легко манипулировать - или к социально-экономическому краху.

Обществом, находящимся на таком серьезном переходном этапе, как наше, должна править элита. Вспомним еще раз Съезд народных депутатов 1989 года. На нем существовало представительство от разных политических, экономических и социальных структур. Академика Сахарова тогда избрали депутатом не рядовые избиратели, а хорошо знавшие и ценившие его коллеги по Академии наук. Этот исторический опыт подтверждает, что и в нашей стране высшие органы власти могут формироваться не только на основе прямого голосования большинства населения.

Сегодняшний Совет Федерации уже более чем наполовину сформирован по новому принципу. Можно делать предварительные выводы. Новыми сенаторами стали такие опытные и авторитетные в регионах люди, как бывшие губернаторы Валерий Сударенков из Калуги, кубанец Николай Кондратенко, Александр Hазаров с Чукотки. Пришли в верхнюю палату Федерального собрания опытные хозяйственные руководители, крупные чиновники, хорошо знающие проблемы своих регионов. Еще одну, новую группу сенаторов составляют представители крупного бизнеса, к которым отношусь и я. Возьму на себя смелость предположить, что эта часть сенаторов должна в будущем сыграть очень значительную роль в политической жизни России.

Наша страна располагает колоссальными ресурсами, которые многие десятилетия использовались неэффективно и далеко не на благо народа. Государственное управление экономикой, помноженное на коммунистическую идеологию, привело к глубокому кризису. Преодолеть этот кризис и занять свое место в числе передовых стран мира Россия, безусловно, может. Но ведущая роль в этой работе должна принадлежать деловым людям - настоящей элите, основе современного общества.

Разумеется, власть в стране не должна безраздельно принадлежать бизнесу, общество не должно допустить, чтобы капитал "нанимал" правительство. Но, чтобы сохранить баланс между социальными потребностями общества и объективными законами развития экономики, бизнесмены должны непосредственно участвовать в законотворчестве. Нас подозревают в том, что от статуса сенатора нам нужна лишь депутатская неприкосновенность. Но закон таков, что регион в любой момент может отозвать своего представителя из Совета Федерации. Региональная власть направляет туда не случайных людей, а тех, кто способен и защищать интересы региона и решать общенациональные проблемы со знанием дела. Сформированный таким образом Совет Федерации будет вполне соответствовать сегодняшним политическим реалиям нашей страны, исторической традиции, накопленному за время трудных реформ опыту. И, самое главное, долгосрочным, перспективным интересам России и ее граждан.

И, разумеется, понятие "элита" не ограничивается предпринимателями. Уже упомянутые экс-губернаторы, ученые, деятели культуры, религии - опытные, мудрые люди, думающие не о конъюнктуре, не о корыстных интересах, а о благе страны, - могут составить в российском парламенте палату, которая во всех отношениях будет иметь право называться высшей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1065
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2950
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1656
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2019

Другие новости