0
957
Газета Политика Интернет-версия

13.10.2001 00:00:00

Учительство и власть

Владимир Лившиц

Об авторе: Владимир Борисович Лившиц - секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, член рабочей группы Госсовета.

Тэги: образование, ребенок, учитель


САМОЕ значимое в образовании - это ребенок, его развитие, его здоровье, его нравственность. Но почему-то не все, даже, казалось бы, самые умные люди, понимают, что за всем этим в первую очередь стоит учитель, а у нас - как правило, учительница. Ни здания, ни мебель, ни даже компьютеры, а именно - учитель. Он первичен. От его человеческих качеств, профессионализма, настроения зависит успешность обучения. Не увидеть роли учителя в реформе образования - значит обречь ее на провал!

Так и получилось с рядом предыдущих попыток проведения реформ, которые в упор не видели учителя, как, впрочем, и ученика, и пытались все проблемы образования решить за счет средств родителей. Коренное отличие нового подхода, который был предложен рабочей группой Госсовета и поддержан президентом РФ, как раз и состоит в том, что в намеченной реформе, во-первых, был увиден учитель, школа, во-вторых, был сделан упор на бесплатность образования как основу государственной политики в этой области.

Крайне важно, что участники "кремлевского педсовета" поддержали предложение, выдвинутое Профсоюзом работников народного образования и науки РФ: модернизация образования должна начаться с возвращения школе государственного статуса и повышения статуса учителя, в том числе за счет его государственной поддержки. Некоторые могут подумать, что это и так очевидно. К сожалению, нет. И на эти темы в течение последних лет на разных уровнях велась ожесточенная дискуссия. И потребовался авторитет президента, и только его, чтобы в этом споре поставить точку.

До некоторых пор говорили о противоречиях между правительством и рабочей группой Госсовета в вопросах реформирования образования. Это мнение ошибочно. Скорее нужно говорить о взаимно дополняющих подходах.

Сегодня принципиально важно, чтобы намеченное на ближайшее время заседание правительства по концепции модернизации образования закрепило сложившийся консенсус в своих официальных документах. Этому должно способствовать и поручение президента Владимира Путина, и безусловная поддержка проводимой модернизации со стороны председателя правительства Михаила Касьянова, поставившего в перечень первоочередных задач решение проблем образовательного сообщества России.

Предстоящее заседание правительства должно, по сути, легализовать намеченные изменения курса государственной политики в области образования. В чем же состоят эти изменения?

Статус школы. Так получилось, что за последнее десятилетие школа, подобно Церкви, была отделена от государства. Она в нарушение Конституции стала муниципальной собственностью со всеми вытекающими последствиями, главным из которых стало ее недофинансирование. До сих пор, несмотря на усилия правительства, в целом ряде муниципалитетов почти в трети регионов страны сохраняется текущая задолженность по заработной плате. Почему так происходит - долгий разговор. Но, если коротко, причина в том, что в разных муниципалитетах - разные доходы, а зарплату учителю должны платить везде.

Поэтому ключевым пунктом начавшейся модернизации Госсовет предложил передать школы в ведение субъектов Федерации. А это значит возвратить им статус госучреждений.

Статус учителя. То, что российский учитель получает низкую зарплату, это уже, как говорится, тема заезженная. Такое отношение к учителю мы перенесли из советского прошлого. Хотя, для сравнения, в царской России на зарплату сельского учителя можно было купить корову.

В наше время зарплата учителя упала ниже прожиточного минимума. Это уже не просто небольшая зарплата, как в советское время. Это уже зарплата, на которую не проживешь. А если к этому добавить пенсию, на которую тоже не проживешь, если нет накоплений (а откуда им взяться при такой зарплате), то становится ясно, что до последнего времени государственная политика в области образования ставила перед учителем проблему самовыживания, если не сказать крепче. И при этом некоторые мудрые мужи писали: "Общество недовольно качеством образования, необходима ротация учительского корпуса, резкое повышение его профессионализма". Это называется рассуждениями "упавшего с Луны". Слава богу, что нынешние учителя не до конца разбежались из школ - им просто некуда бежать.

В нищенских условиях существования говорить о реформе с учителем, убеждать его - полный абсурд. Сначала нужно заметно поправить материальное положение учительства. Ставка учителя не может быть ниже прожиточного минимума.

Благодаря председателю правительства Михаилу Касьянову и вице-премьеру Валентине Матвиенко делаются первые шаги по исправлению этой ненормальной ситуации. К концу года предполагается увеличение зарплаты учителям на 60-80%. Но только лишь этим положение не исправишь.

Накануне заседания правительства повторю предложения рабочей группы Госсовета, прозвучавшие в Кремле:

- минимальную ставку учителя поднять до уровня не ниже прожиточного минимума;

- среднюю зарплату повысить в ближайшие годы в 2,6 раза;

- создать отраслевую пенсионную систему с целью модернизации пенсионного обеспечения учительства;

- ввести надбавки за непрерывный стаж, надбавки молодым специалистам;

- ввести отсрочку от призыва в армию для молодых педагогов, работающих в школе;

- предусмотреть систему мер в области ипотечного кредитования, медицинского и социального страхования и ряд других мер по социальным льготам.

Как видите, предложен и сформирован солидный пакет мер по государственной поддержке работников образования. И дело не только в том, что это было нами предложено и активно лоббировалось. (Профсоюзу дали возможность участвовать в формировании документов, определяющих государственную политику в области образования.) Хотелось бы верить, что нас услышали. Заявления Михаила Касьянова вселяют в этом смысле оптимизм.

Бесплатность образования как основа государственной политики в области образования - это третий аспект, предельно четко выделенный президентом в его выступлении на Госсовете. Платное образование должно развиваться только как дополняющее на основе полной прозрачности, чтобы все знали, сколько и за что платят.

В этом ключе особую значимость приобретают те позиции, которые уже содержатся в Законе "Об образовании" и в плане действий правительства, но до сих пор пока не реализованы. Это, в частности, разработка и внедрение системы государственных образовательных стандартов, перевод отрасли на нормативное финансирование, внедрение системы долевого финансирования в учреждениях дошкольного образования и т.д.

Конечно, не все безоблачно. Вполне допускаю, что и предстоящее заседание правительства может пройти в острых или даже жестких дискуссиях. Но есть большие надежды на то, что вектор государственной политики в области образования начал поворачиваться в нужном всему обществу направлении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2366
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5218
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2899
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3353

Другие новости