0
1281
Газета Политика Интернет-версия

20.10.2001 00:00:00

Федерализм - стержень российской государственности

Валерий Коков

Об авторе: Валерий Мухамедович Коков - президент Кабардино-Балкарской Республики, заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Тэги: федерализм, россия


ПОСЛЕ дерзкого вызова террористов, нанесших удар по символу процветания и успеха, стало ясно, что в новом тысячелетии все мы обречены жить в обществе нестабильности, риска и страха. Такое общество - порождение нашего неспокойного времени, следствие глобализации, эрозии правил поведения и распада старых систем государственного управления и международных связей.

Именно страх лишает общество устойчивости и уверенности, бросает вызов традициям, сложившимся формам человеческого общежития, всему укладу жизни на планете, предъявляет новые требования к людям. На первое место выдвигаются способности предвосхищать опасности, умение стойко переносить их.

На территории России нестабильность, увы, господствует уже давно. Именно поэтому островки спокойного, мудрого отношения к жизни, искусства жить бок о бок с другими людьми оказываются настоящей редкостью. Недавно побывавший на Северном Кавказе президент России Владимир Путин отметил, что для многих субъектов Российской Федерации Кабардино-Балкария может служить образцом спокойствия, многонационального согласия и веры в свои силы. Здесь единой семьей живут представители нескольких десятков народов, накоплен позитивный опыт налаживания братских межэтнических отношений. Как удается маленькой Кабардино-Балкарии оставаться островком спокойствия среди бушующих на Кавказе страстей и конфликтов?

Совершенно очевидно, что в нынешних условиях проблема гармонизации межнациональных отношений приобретает для Российской Федерации и каждого ее субъекта поистине судьбоносное значение. От развития процессов в этой сфере во многом зависят целостность нашего государства и его геополитическое положение в настоящем и будущем.

Так уж сложилось, что на рубеже веков судьбе было угодно испытать на прочность традиционное взаимопонимание и добрососедство между народами России, а по существу - единство нашего государства. Российское общество подверглось разномасштабным кризисным и конфликтным явлениям, преодоление которых возможно исключительно на путях межнационального мира и согласия. В этом убеждает наш собственный опыт, накопленный в республике.

Выстраивая политику в столь деликатной сфере, как межнациональные отношения, мы взяли за правило опираться на исторически сложившуюся этнокультурную близость наших народов, на понимание их общей исторической судьбы, на традиционную приверженность идее мира и согласия.

Скрупулезный учет и согласование этнических интересов народов Кабардино-Балкарии являются одними из основных направлений в работе законодательных и исполнительных органов власти республики. Такой подход позволяет находить оптимальные варианты мирного совместного существования народов республики и предупреждать возможные конфликты.

В условиях сложной национальной структуры нашего региона мы стараемся максимально исключить этнократические подходы к формированию системы органов управления и осуществлению властных полномочий. Сложилось непреложное правило паритетного представительства народов как в высшем эшелоне власти республики, так и в районах, на местах.

Политический опыт урегулирования межнациональных отношений закреплен в Конституции Кабардино-Балкарской Республики, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются приоритетными, а равенство прав и свобод граждан, независимо от национальности, незыблемым. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Кабардино-Балкарской Республике является ее многонациональный народ, а не какие-либо отдельные национальные группы.

В Конституции тщательно проработан политический механизм разрешения проблем национального развития и межнациональных отношений. Ни одному из народов республики не может быть навязано решение, наносящее ущерб его жизненным интересам. Ни одна национальная группа не может блокировать соблюдение баланса интересов всех народов Кабардино-Балкарии.

Благодаря тесному взаимодействию органов государственной власти с общественными организациями и религиозными объединениями удается избежать серьезных потрясений в сфере межнациональных отношений.

Таким образом, мы осваиваем и утверждаем в нашей повседневной работе диалоговую модель межнациональных отношений. В рамках этой модели взаимодействия власти и общества лежит уважение к истории, традициям, культуре, вероисповеданию, языку и национальному достоинству всех народов, населяющих республику.

Органы власти республики поддерживают многочисленные национально-культурные общества, творческие ассоциации, фольклорные коллективы, культурно-просветительские учреждения. В последние годы созданы необходимые правовые предпосылки для изучения и развития национальных языков, которые наряду с русским признаны государственными.

Наш опыт убеждает в том, что сегодня сфера межнациональных отношений выходит далеко за рамки отдельной республики, края или области и требует государственного внимания со стороны федеральных органов власти. Ведь от взвешенной государственной национальной политики напрямую зависит жизнедеятельность каждого субъекта Федерации, а в конечном итоге - судьба государственности новой России.

Похоже, для России продуманная политика в области национальных отношений остается актуальной во все времена. И сегодня остро и современно звучит сформулированная известным российским ученым-социологом М.Ковалевским в "Политической программе нового союза народного благоденствия" мысль о том, что "Россия - страна, образовавшаяся путем частью насильственного, частью добровольного подчинения многих народностей┘ Эти народности и государства не слились вполне с начальным ядром - с Московией; они сохранили тяготение если не к прежней независимости, то, возможно, к слабому вмешательству центральной власти в их местную жизнь". Весьма актуальное предупреждение нынешним политикам и властям, опубликованное без малого столетие назад.

Отечество наше создавалось всеми населяющими его народами, оно исторически сложилось на принципах социального и культурного федерализма. Отсюда можно сделать вывод о том, что федерализм - это сама суть, способ и форма существования Российского государства. Без осознания этой многовековой реальности не может состояться ни правовое, ни экономическое, ни политическое становление новой демократической России.

Кстати сказать, у нынешнего руководства страны имеется глубокое понимание существа национальной политики. В этом я убедился еще раз во время недавнего пребывания в Кабардино-Балкарии президента России Владимира Путина. Глава государства подчеркнул, что Российская Федерация - уникальная страна. Здесь, как ни в каком другом месте планеты, столетиями люди разных культур, разных религий жили в мире и добрососедстве, помогали друг другу, ощущали себя близкими по родству. Здесь христианство и ислам веками соседствуют друг с другом в мире и согласии, оказывая благоприятное воздействие на социально-политический климат в стране, на воспитание будущих поколений.

Вывод, сформулированный президентом Российской Федерации, - принципиальное положение о необходимости укреплять стержень российской государственности - федерализм - и бережно относиться к межэтническому и межконфессиональному согласию. Это базовое условие для укрепления нашего Отечества, которое в нынешнем веке должно занять достойное место в мире, призванном идти по пути демократии и социального прогресса, по пути поиска диалога цивилизаций и культур.

В многонациональной России федерализм должен служить эффективным средством решения национального вопроса и способом сохранения единства страны, многообразия народов, стимулом становления и развития гражданского общества, укрепления государства.

В процессе структурного экономического и социального реформирования, совершенствования государственного управления все более заметную роль играют творческие усилия народов, организаций и институтов гражданского общества, баланс интересов различных групп и слоев общества, эффективная власть, тесно взаимодействующая с сильным гражданским обществом. Это - основные двигатели федеративного государства.

Серьезная демократическая политика предполагает взаимодействие и диалог субъектов общественной жизни. Она требует от государственных и политических деятелей не только управленческой компетентности, но и умения слышать общество, понимать "разноязычие" народов. Требуется подлинная "антропологизация" социального и политического мышления, чтобы погоня за экономической целесообразностью не вылилась в дегуманизацию общественных целей, а культурная открытость не привела бы к "обезличиванию" целых народов.

Уверен, что проблемы и трудности, которые так заботят нас сегодня, будут преодолены. Российское общество и государство прочно встанут на путь устойчивого развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1770
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1319
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1503
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1552

Другие новости