0
826
Газета Политика Интернет-версия

27.10.2001 00:00:00

Мифы и реальность антитеррористической кампании

Елена Мелкумян

Об авторе: Елена Суреновна Мелкумян - доктор политических наук, востоковед.

Тэги: терроризм, боьба, коментарии, схемы


РАЗВОРАЧИВАЮЩАЯСЯ кампания по борьбе с международным терроризмом породила немало мифологизированных представлений и жестких схем, требующих, чтобы в их отношении были бы высказаны хотя бы некоторые комментарии.

Наиболее широкое распространение получила идея о том, что терроризм напрямую связан с исламом, в котором имманентно заложена идея жертвенности, мученичества, и поэтому камикадзе надо искать в мусульманской среде. При этом совершенно упускается из виду то обстоятельство, что и в христианстве воину, павшему на поле брани, уготовано место в раю. В исламских представлениях шахид, то есть тот, кто пожертвовал своей жизнью ради высоких целей защиты своих религиозных ценностей, также после своей смерти пользуется особым уважением и почитанием со стороны своих единоверцев, и он, согласно исламскому толкованию, попадает прямо в рай. Однако эти общие для двух религий представления совершенно не означают, что они являются источником фанатизма и основой для появления смертников. Любая идеология может выполнять эту роль. Террористы из "Красных бригад" жертвовали своей жизнью во имя своих, отнюдь не религиозных, идеалов.

Связь между терроризмом и исламом в то же время является обоснованием для того, чтобы рассматривать действия США и поддерживающих их государств в контексте противостояния между исламской и христианской цивилизациями. Апологеты подобного подхода не принимают в расчет многие серьезные контраргументы. Прежде всего американские руководители неоднократно заявляли о том, что они ведут борьбу с террористами, а не с мусульманами. Посещение президентом Бушем мечети в Америке призвано было продемонстрировать лояльность американской администрации по отношению к мусульманам. Кроме того, многие мусульманские государства не только поддержали действия Вашингтона, но и заявили о своей готовности внести свой вклад в возглавляемую им борьбу. Среди этих государств имеет смысл назвать Саудовскую Аравию, которая является признанным лидером мусульманского сообщества и хранительницей ее основных святынь. Важную роль в мусульманском и арабском мире играет Египет, который одним из первых откликнулся на призыв Соединенных Штатов поддержать их действия. Симптоматично, что Организация Исламская Конференция (ОИК), объединяющая более 50 мусульманских государств, выступила с осуждением террористических актов, совершенных в США, и фактически одобрила действия, направленные на ликвидацию тех, кто их совершил. Нелишне напомнить, что еще в декабре 1991 г. ОИК приняла Дакарскую декларацию, где, в частности, говорилось следующее: "Мы еще раз подтверждаем наше решительное осуждение феномена терроризма, как идущего вразрез с учением исламской религии, ценностями, нормами и традициями наших стран, где относятся к жизни человека с уважением и достоинством. Мы подтверждаем нашу решимость искренне сотрудничать с мировым сообществом в его борьбе с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях в рамках закона и уважения принципов международного права". Эти высказывания мусульманских лидеров позволяют утверждать, что в современном мире большинство мусульманских государств стремится к тому, чтобы быть неразрывной частью мирового сообщества. Эти государства настаивают на уважении своей религии, собственных культурных и цивилизационных особенностей и традиций, но при этом подчеркивают общие гуманистические принципы, лежащие в основе всех мировых религий, с одной стороны, а с другой - утверждают, что они готовы вносить свой позитивный вклад в процесс экономической и политической интеграции и в решение проблем, имеющих универсальный для всей планеты характер.

Непонимание политики мусульманских государств и различий, существующих между ними, приводит еще к одной распространенной ошибке. Высказывается идея о том, что действия США в Афганистане, которые они проводят с целью уничтожения находящихся там лагерей подготовки террористов и захвата Усамы бен Ладена и его сторонников, приведут к взрыву в мусульманском мире. Некоторые политические силы в мусульманских странах действительно пытаются использовать сложившуюся ситуацию для решения своих задач. Так, например, для оппозиционных Арафату палестинских организаций американские удары по Афганистану становятся дополнительным подтверждением того, что США в угоду Израилю будут якобы наносить удары и по палестинским патриотам, которые ведут справедливую борьбу за осуществление своих законных требований и создание независимого палестинского государства. В свою очередь, проходящие в Пакистане массовые демонстрации связаны не с тем, что пакистанское население поддерживает террористов. Политические противники генерала Мушаррафа, пришедшего к власти путем военного переворота, пытаются таким образом изменить власть в стране и укрепить свои позиции. Вспышки недовольства в том или ином мусульманском государстве объясняются не чувством "мусульманской солидарности", а конкретными причинами, связанными с внутренними проблемами соответствующего государства. Какие-либо серьезные катаклизмы в мусульманском мире, вызванные действиями американцев и их союзников, представляются маловероятными, по аналогии с тем, что происходило в мусульманском мире в 1990 г. В то время, после иракской агрессии против Кувейта, когда войска США и входивших в антииракскую коалицию государств были размещены на священной для всех мусульман земле Саудовской Аравии, многие предрекали взрыв возмущения и массовые акции протеста в мусульманских странах. Однако этого не произошло. Вряд ли стоит ожидать подобного и сегодня.

Степень поддержки или же осуждения действий США зависит от национальных интересов каждой отдельно взятой мусульманской страны. Почему-то вызывает удивление тот факт, что такие страны, как Исламская Республика Иран, Ливийская Джамахирия, или же глава Палестинской автономии Ясир Арафат осудили террористические акты, совершенные в США, и выразили готовность оказывать поддержку в борьбе мирового сообщества с терроризмом. Ведь все они стремятся преодолеть сложившиеся стереотипы и изменить свои отношения с индустриально развитыми государствами мира в силу того, что нуждаются в их экономической и политической поддержке. В то же время лидеры этих государств вынуждены считаться с тем, что эти перемены должны быть постепенными, для того чтобы не дать повода местным оппозиционным силам для активных антиправительственных действий. Поэтому Иран, например, осудил бомбардировки Афганистана. В ситуации острой борьбы между либералами, поддерживающими президента Хатами, и клерикальными кругами, группирующимися вокруг духовного лидера страны Хаменеи, для иранских правящих кругов это был единственно возможный вариант поведения.

Еще одно мифологизированное представление касается идеи о всемирном заговоре всех радикально настроенных исламистов. Причины широкого распространения в мусульманском мире радикальных движений и организаций кроются не только в социальной обездоленности. Исламистские организации существуют и в таких благополучных странах, как Саудовская Аравия и Бахрейн, где средний уровень доходов на душу населения велик. Скорее их возникновение подпитывается незавершенностью процессов создания национальных государств, в которых по-прежнему велико влияние племенных, клановых или региональных связей и отсутствуют демократические институты, дающие возможность для легальной борьбы за свои права как представителям этноконфессиональных меньшинств, так и региональным элитам.

Исламистские радикальные организации в каждой мусульманской стране ставят перед собой конкретные национальные задачи и решают их самостоятельно. Да, их объединяют риторика, антизападные, а скорее антиамериканские, настроения. Можно допустить наличие связей между отдельными организациями. Но даже если и представить себе существование некоего "Исламского интернационала", то и тогда полное единство действий исламистов не может выглядеть в качестве действительно реального.

История и практика жизнедеятельности созданного в качестве инструмента внешней политики Советского государства Коммунистического Интернационала свидетельствовали о существовании серьезных противоречий между входившими в эту организацию партиями, о невозможности сколько-нибудь глубокой координации их действий. Эта причина и лежала в конечном итоге в основе роспуска Коминтерна. Сегодня же в современном мире ни одно государство не решится открыто признать свою поддержку экстремистским организациям. А это лишь означает, что позиции этих организаций по мере развертывания широкомасштабной борьбы с терроризмом будут подвергаться все большей эрозии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
807
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
707
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
830
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
564

Другие новости