0
830
Газета Политика Интернет-версия

06.02.2002 00:00:00

Тарифный полигон

Андрей Волохов

Об авторе: Андрей Владимирович Волохов - заместитель главного редактора журнала "Контролинг в России", доцент МГТУ имени Баумана.

Тэги: тарифы, монополия, касьянов


Тема тарифов естественных монополий стала ключевой интригой конца 2001 - начала 2002 года. 6 декабря было объявлено о 35-процентном росте тарифов в 2002 году как о вопросе решенном. Однако 24 января премьер Касьянов утвердил тарифный план на год, в котором рост тарифов существенно ограничен. Итоговые цифры оказались существенно ниже той планки в 35%, которая зафиксирована в докладе Минэкономразвития. Что произошло в этот период - между декабрьскими и январскими решениями? Изменился баланс сил. Хотя борьба по тарифному вопросу далека до завершения, январское решение правительства закрепляет важный тактический результат. Монополиям пришлось отступить - их потеснили в смысле экономических притязаний. Еще важнее на перспективу, что монополистам пришлось отступить на поле аппаратно-политического влияния. Это перераспределение сил - с далеко идущими последствиями.

Спор по тарифам выглядит как столкновение двух ярких фигур - Чубайса и Илларионова. Обе позиции имеют свою логику и аргументацию, экономисты разбились по тарифному вопросу на два лагеря. Последовательным идеологом "партии высоких тарифов" является Анатолий Чубайс. Весной 2001 года в связи с реформой энергетики и планированием бюджета-2002 Чубайс заявил, что тарифы занижены, необходим опережающий рост тарифов на электроэнергию. Иначе энергетику ожидает кризис, она останется без инвестиций со всеми вытекающими последствиями. Естественно, и Вяхирев, и Аксененко были до определенного момента сильными союзниками Чубайса. История с тарифами очень напоминала этюды из советской экономики, когда на этапе утверждения пятилетнего плана шла борьба ведомств за государственные капвложения. Деньги получал тот, кто сильнее: связями в Политбюро, ЦК, Госплане и Совмине.

Главный идеолог ограничения монополий и политики низких тарифов - Андрей Илларионов. Его анализ экономических данных за десятилетие показывает, что тарифы естественных монополий росли быстрее, чем цены потребительского рынка и оптовые цены промышленности, дальнейший рост тарифов ведет к перераспределению ресурсов из конкурентного сектора экономики в монопольный, менее эффективный. Следствие высоких тарифов - замедление роста производства, увеличение инфляции.

Летом не было сомнений, что административный и лоббистский ресурс монополистов возьмет верх. С тех пор произошло, как известно, многое. Вяхирев ушел, Аксененко ушел вместе с планом строительства моста на Сахалин и другими амбициозными проектами, да и Чубайс, похоже, не тот, не вспоминает, как раньше, про ГОЭЛРО. 28 января Владимир Путин поставил перед правительством задачу "сосредоточить внимание на расходах естественных монополий". Президент заявил, что на сегодняшний день "непростая" дискуссия о тарифах естественных монополий закончена. "Все инвестиционные планы и расходы должны быть понятны, ясны правительству, поскольку это впрямую составляет огромную часть экономической деятельности государства".

Своеобразным символом нынешней экономической политики может стать вопрос Путина, обращенный к менеджерам газовой монополии: где деньги? Государство пытается вернуть контроль над монополиями, контроль над той долей собственности, которая числится за государством. Если экономические результаты такого наступления поддаются анализу и расчету, политические следствия предсказать сложнее. Ясно, что сейчас сразу открыть бюджеты компаний-монополистов не удастся, будет долгая позиционная борьба. А значит - перегруппировка сил в бизнесе и политике. Вопрос о тарифах можно рассматривать как полигон, где определяется расстановка сил между старым менеджментом (государственным и корпоративным) и новым менеджментом.

Что касается двух экономистов-харизматиков Чубайса и Илларионова, в их публичном споре выясняются, очевидно, не только вопросы идеологии правых. Рассуждения, аргументы того и другого имеют прикладной политический смысл и используются разными силами в сложной стратегической комбинации вокруг правительства. Объективно компании-монополисты заинтересованы в ослаблении кабинета, так легче добиться нужных решений. Практику смены правительств в 90-е годы можно рассматривать как часть технологий закулисного ведомственного торга. Ослабленный премьер - сильные ведомства, такой "настройки" хотели лоббистские структуры. Чем сговорчивее правительство, тем труднее ему дальше. Если бы, например, запросы монополистов по тарифам были удовлетворены, последующий всплеск инфляции и бюджетные проблемы в 2002 году сделали бы кабинет еще более "подконтрольным", а значит, тарифы можно было увеличить еще раз. Но кабинет министров устоял, и важную роль сыграла здесь президентская сторона.

Илларионов, критикуя правительственные решения, в результате несколько раз в 2001 году способствовал удержанию политических позиций кабинета Касьянова. Так было с прогнозом цен на нефть, на основе которых рассчитывался бюджет-2002, так было с вопросом о том, платить или не платить по внешнему долгу. Тема внешнего долга могла стать для кабинета провальной. Год назад мы добивались реструктуризации, просили новых кредитов МВФ - одним словом, повторяли опыт Аргентины и собственный - перед дефолтом 1998 года. Илларионов публично вступил в спор с Касьяновым, доказывая, что страна должна не накапливать долги, а, наоборот, снижать долговое бремя. Тема внешнего долга стала открыто обсуждаться экономистами и политиками. В итоге в 2001 году долговая политика принципиально изменилась. По итогам года совокупный груз внешнего долга России сократился, благодаря опережающим платежам срезаны пиковые долговые нагрузки в 2003 году. Правительство не просит денег у МВФ, значит, более самостоятельно в экономической стратегии. В результате Касьянов выступал на Давосском форуме в Нью-Йорке, прямо скажем, в непривычном для российских премьеров качестве. Интерес к России сегодня - это не долги и новые займы, а экономический рост на фоне мировой рецессии.

Открытая тарифная дискуссия также укрепила позиции правительства. Осенью много говорили и писали, что правительство вот-вот уйдет. Что правительство - политически слабое. В январе оказалось, что это не совсем так. Впервые объединенная атака "всесильных" естественных монополий захлебнулась! Стремясь ограничить инфляцию и поддержать экономический рост в 2002 году, государство указало компаниям-монополистам место, отказалось платить статусную ренту. Стоит задуматься над этими январскими решениями по тарифам - возможно, поворотным событием.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1010
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2849
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1603
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1974

Другие новости