0
1322
Газета Политика Интернет-версия

17.05.2002 00:00:00

Молодежная субкультура и Церковь

Владимир Коптев-Дворников

Об авторе: Владимир Евгеньевич Коптев-Дворников - депутат Госдумы.

Тэги: церковь, организация, молодежь


В середине апреля этого года в Костроме состоялись общественные общероссийские чтения на тему "Молодежь. Церковь. Общество. - Церковно-общественный диалог по материалам Основ социальной концепции и Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви". Наконец-то обмен мнениями, о необходимости которого так долго говорили представители Церкви и общества, состоялся.

Молодежь обычно с большим раздражением реагирует на любые специально организуемые "детские" и "юношеские" мероприятия, смутно ощущая в них сочетание некой пренебрежительной дискриминации с элементами не всегда скрываемого заигрывания.

Это ощущение имеет под собой достаточные основания. Дискриминационное отношение к молодежи действительно характерно для традиционных культур, в которых ее либо не выделяли в особую группу, либо придавали максимально низкий статус в рамках того или иного социального слоя. Подобный подход способствовал как ее быстрому взрослению, так и сохранению авторитета традиции и целостности всей системы.

При формировании современного общества, ориентированного на прагматическую ценность "нового" и "оригинального", возникает совершенно другой феномен - заигрывание с молодежью. В результате конфликт отцов и детей становится своеобразной общественной нормой переходных периодов и, возможно, неким особым видом двигателя прогресса. Собственно, только в переходные периоды при появлении конфликта поколений и можно говорить об образовании отдельного молодежного сообщества. В остальное время молодежь - "тоже люди", у них те же проблемы, что и в обществе в целом, но обычно усиленные отсутствием собственных защитных механизмов.

Сегодня связь времен действительно прервалась: молодежь разобщена, оторвана от остального общества, не понята и сама не желает понимать трагедии и потери старшего поколения. Тем не менее состоящее из множества различных субкультур молодое поколение все-таки представляет собой единый психологический тип, который совсем не так далек и оторван от православия, как обычно принято считать.

На первый взгляд крикливые и взбалмошные современные молодцы и молодки, с одной стороны, и тихая, строгая истовость, самоуглубленная духовная сосредоточенность православия, с другой, кажутся совершенно разными, почти полярными культурно-психологическими типами. Однако на самом деле большинство даже самых одиозных проявлений юношеских субкультур коренятся во вполне здоровой психологической почве и представляют собой всего лишь нелепое искажение первоначальных устремлений, ловко используемое современными псевдопастырями.

Целостное, решительное и освобождающее, последовательное отношение к миру и, наконец, просто максимально насыщенное энергией духа звучание православной культуры гораздо ближе молодежному психотипу, чем узкорациональное, комфортно-прагматическое поведение, предписываемое американским стандартом как западный образ жизни. В условиях сегодняшней российской ситуации вполне можно говорить о некоторой предрасположенности друг к другу молодежного и православного культурно-психологических типов.

И этому есть подтверждение - православный образ жизни уверенно распространяется в молодежной среде, хотя и слишком медленно для современных ритмов. Правда, не всеми это приветствуется, причем с обеих сторон. Например, в то время как руководство РПЦ старается наладить диалог с государством и молодежными организациями, некоторая часть верующих к подобному диалогу относится довольно отрицательно, ожесточаясь против новых и не всегда грамотных в исполнении обрядов еще невоцерковленных прихожан.

Молодежь может стать достаточно надежной социальной базой православия, хотя и воспринимает его сейчас как свое, правильное, но слишком архаическое вероучение. Католицизм на этом фоне выглядит как более модернизированное в обрядовом и эстетическом отношении вероисповедание, однако это отнюдь не значит, что Православная Церковь должна механически переносить опыт работы католических организаций на российскую почву. На самом деле православию и легче, и сложнее: твердые и ясные ограничения на свои действия со стороны Православной Церкви позволяют ей легко ориентироваться в современной культурной ситуации, но для успешного "уловления душ" требуется гораздо более активная работа с обществом.

Как подчеркивал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на прошедших чтениях в Костроме, человек может понять тайну богослужения, только имея достаточно развитый духовный опыт - пришедшего с улицы Церковь встречает непонятным языком и долгим стоянием. И первая реакция нецерковного человека - непонимание и физическое неудобство. Между первым приходом в храм и тем уровнем религиозного опыта, который открывает красоту богослужения, - очень большая дистанция. Часто люди не проходят этот путь. Они сохраняют уважение к Церкви, но не становятся практикующими христианами - им тяжело.

По его словам, Церковь должна научиться работать во внебогослужебное время, в неформальных условиях, в том числе заниматься с ребятами спортом, организовывать внецерковное общение - чаепития, круглые столы, просто встречи вне церковного здания, и таким образом объяснять основы религиозной культуры, учить религиозности. И только потом постепенно приучать к церковному общению.

Главное, что стоит сегодня перед Церковью, государством и нацией, - это задача самосохранения. Ее решение возможно при формировании не только церковного, но и внецерковного православного сообщества. А для этого необходимо привлекать к сотрудничеству с Церковью интеллигенцию, заинтересовывая ее выполнением наиболее характерной функции - перевода современных проблем на язык культурной традиции.

Культурная ситуация в России сегодня настолько сложна и трагична, особенно для молодежи, что ее проблемы не решить ни единовременными государственными акциями, ни законами, ни даже чрезвычайно духовно сильным Словом Церкви. Однако все вместе мы могли бы через некоторое время добиться решительных изменений в культурно-экономической ситуации в нашей стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2134
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4856
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2662
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3065

Другие новости