0
1104
Газета Политика Интернет-версия

21.05.2002 00:00:00

Несет нас всех течение

Андрей Фонотов

Об авторе: Андрей Георгиевич Фонотов - доктор экономических наук, директор Российского фонда технологического развития.

Тэги: экономика, динамика, рост


Сегодня уже, пожалуй, никто не будет спорить с тем, что ключевую роль в наращивании и поддержании системы факторов экономико-социального развития играют фундаментальные исследования, прикладные разработки, механизмы вовлечения в хозяйственный оборот результатов НИОКР. В совокупности все три указанные составляющие образуют инновационную систему современного общества. Государства, обладающие развитыми инновационными системами, получают универсальный ресурс для экономической, промышленной, политической и любой другой экспансии на мировой арене, усиления своих геостратегических позиций.

28 июня 2000 года правительство РФ одобрило документ под названием "Основные направления социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу". Среди основных задач, которые ставило перед собой правительство РФ, были налоговая, бюджетная, пенсионная, банковская, таможенная реформы, введение новых Земельного кодекса и трудового законодательства, развитие финансовых рынков, реализация необходимых мер для вступления в ВТО. Успех экономических преобразований зависел от реализации системы политических мероприятий, судебной реформы и реформы системы государственного управления.

Совершенно очевидно, что если осуществляемые сегодня реформы означают начало движения в указанном направлении, то они должны исходить из всего того положительного, что достигнуто в этой сфере за предыдущие десять лет преобразований, опираться на эти результаты как на исходный пункт в движении по пути реформ, развивать и совершенствовать с таким трудом наработанные механизмы и инструменты инновационной деятельности.

Что же происходит на практике? Казалось бы, что тот рост ВВП, который наблюдался с конца 1998 года на протяжении почти сорока месяцев, говорит лучше всяких слов о политике правительства. Однако на вопрос, что это, подарок судьбы или результат осмысленной стратегии, аналитики однозначно указывают на удачную конъюнктуру и стечение обстоятельств как на главные причины экономических достижений. Как бы ни ласкали слух громогласно провозглашенные успехи, будет нелишним напомнить, что это отдельные успехи на фоне сложных и масштабных проблем. И главная из них состоит в том, что нам не удалось добиться приемлемого качества роста. Несмотря на то что мы добились значительного прогресса в развитии ряда новейших отраслей и производств (так, в электронной промышленности рост производства составил в 1999 г. - 46%, а в 2000 г. - 37,7%; в отраслях телекоммуникаций и связи в 1999 г. по отношению к 1992 г. увеличилась соответственно протяженность междугородных телефонных каналов - в 3,3 раза, доля протяженности цифровых каналов в общей протяженности междугородных телефонных каналов - в 46 раз, число сотовых телефонов у населения возросло в 236 раз и т.д.), их вклад в совокупные выпуски не отвечает существующим потребностям.

Положительная динамика экономики обусловлена в основном не наращиванием выпусков продукции в новейших наукоемких производствах, а в результате роста производства в традиционных отраслях промышленности, составивших основу первичной индустриализации еще в первой половине прошлого века.

Какие возможности экономического роста открываются на путях использования современных наукоемких инноваций, показывает зарубежный опыт. Ирландия в 90-е годы в течение четырех лет удвоила свой ВВП за счет стимулирования развития информационных технологий. Этот же, казалось бы, уникальный рекорд повторила в 1998-2001 годах Венгрия. Мы, конечно, не Венгрия, которая обладала еще не так давно советской моделью инновационного комплекса. И уж, конечно, не Ирландия. Но только в том смысле, что мы свои преимущества растрачиваем, а они наращивают. Мы боимся, не умеем или не хотим применять действительно современные модели роста, обладая для этого несопоставимо большими возможностями, чем упомянутые две страны.

В этом смысле настоящая структурная перестройка народного хозяйства у нас до сих пор не началась, а политика правительства не дает ответа, за счет чего и когда у нас могут заработать хоть какие-то реальные импульсы к решительному обновлению производственного аппарата на базе наукоемких и высокотехнологичных технологий и реальным качественным сдвигам в структуре общественного производства.

Пока же у нас производительность труда, ресурсоемкость продукции, ее качество - в разы, а порой и на порядок хуже, чем у зарубежных конкурентов, структура общественного производства у нас архаична, производственные фонды физически изношены и морально устарели. В то же время норма накопления у нас составляет всего 17%, хотя при наличии таких проблем необходимо иметь как минимум в два раза больше.

Переходя от этой проблемы к более сложной, необходимо указать на то, что формы для институциональной и организационной поддержки инновационной сферы и ее важнейшей составляющей - наукоемких и высокотехнологичных отраслей и производств - у нас находятся на примитивном уровне. В развитых странах на решение задач в инновационной сфере направлена деятельность целого ряда государственных агентств, правительственных и независимых фондов, специализированных региональных учреждений и многочисленных частных организаций. Например, в Германии при администрации каждой из земель существует целая сеть организаций, самостоятельно или при поддержке федеральных властей реализующих программы поддержки инновационных бизнес-предприятий. И подобные структуры действуют не только на национальном уровне, но и в составе всех ведущих международных правительственных и неправительственных организаций, ставящих перед собой задачи обеспечения экономического роста и устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях.

На этом впечатляющем фоне, когда мы давно уже не говорим о соперничестве с развитыми странами, выбрав для себя более скромный идеал из стран второго-третьего ряда, вроде Турции или Португалии, до которых при ближайшем сопоставлении нам тоже еще тянуться и тянуться, программа реформ российского правительства в инновационной сфере, амбициозность которой простительна только для коматозного сознания, может быть сформулирована словами старинной нашей песни: "Эх, родимая, сама пойдет!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1919
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4564
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости