0
907
Газета Политика Интернет-версия

25.06.2002 00:00:00

Рыцари с большой дороги

Анатолий Кучерена

Об авторе: Анатолий Григорьевич Кучерена - адвокат, кандидат юридических наук.

Тэги: милиция


Недавние события в центре Москвы поневоле заставляют серьезно задуматься об эффективности работы российской милиции. Не правы, на мой взгляд, те, кто усматривает за этими беспорядками рост политического экстремизма. Речь все-таки не о нем. Всему виной - сворачивание работы по профилактике правонарушений среди молодежи и неумение сил правопорядка обеспечить элементарный порядок в ходе проведения массовых мероприятий.

Но если кто-либо желает, не опасаясь за свою репутацию, подвергнуть суровой критике российские правоохранительные органы, следует прежде всего произнести некое "заклинание". Им служит ритуальная фраза о том, что большинство сотрудников этих органов, конечно же, высокие профессионалы, честные и отзывчивые люди - словом, рыцари без страха и упрека. Но при этом "кое-где у нас порой" случаются в их работе отдельные недочеты.

Грустно, но приходится признать, что правоохранители на самом деле напоминают рыцарей. Тех самых, о которых отважный трубадур ХII века Бертран де Борн писал: "Люблю я видеть, как народ отрядом воинским гоним бежит, спасая скарб и скот, а войско следует за ним". Отличительная черта реальных рыцарей - нелюбовь к народу и непоколебимая уверенность в своем праве творить с народом все, что заблагорассудится. Благо, сила на их стороне. Точно такие же черты присущи российским правоохранителям. То есть отдельным их представителям, конечно. Начальник ГИБДД Владивостока, подполковник милиции Александр Лысенко, уволенный из органов после того, как ударил митингующую женщину с ребенком на руках, - пример наиболее широко известный, но далеко не самый страшный. По сути дела, подполковник был избран на роль "козла отпущения" - не зафиксируй видеокамера этот эпизод, никто не обратил бы на заявление потерпевшей ни малейшего внимания.

Они действительно могут все. Недавно мне рассказали такой случай. Подполковник в отставке, бывший инженер Центра подготовки космонавтов привез свою жену в домоуправление за документами, необходимыми для обмена паспорта. В этом же здании располагалось и отделение милиции. Ветеран был вынужден припарковать свои "Жигули" под знаком "Стоянка запрещена", поскольку его жене трудно пройти даже небольшое расстояние. Вдруг из окна показалось разъяренное лицо милиционера, который закричал: "Убери машину!" Ветеран вежливо ответил "стражу закона", что машину обязательно уберет, как только проводит жену. Но когда он вернулся к автомобилю, там уже стоял милиционер, который потребовал ключи от машины. Ветеран их отдать отказался. И, кстати, поступил совершенно правильно. Тогда милиционер, как лев, бросился на него, схватил за горло, повалил и стал душить. Затем к нему на помощь подоспел коллега в погонах. Вдвоем они заломили ветерану руки и повели в отделение, оскорбляя и угрожая ему расправой. Состоявшийся через несколько дней суд приговорил ветерана к 15 суткам ареста "за оказание злостного неповиновения сотруднику милиции".

История эта получила широкую огласку. Но, поверьте, адвокату приходится сталкиваться с такого рода фактами чуть ли не ежедневно. И они становятся все более массовыми. Очевидно, слова президента Владимира Путина о "диктатуре закона" были восприняты в органах внутренних дел как призыв к диктатуре именно этих органов. Недавно один правозащитник заметил, что с принятием нового закона против экстремизма милиция переловит всех лысых, приняв их за скинхедов. Он явно оторвался от жизни. Облавы на лиц подозрительной наружности не прекращаются в Москве ни днем, ни ночью, к вящей выгоде отдельных недобросовестных сотрудников милиции.

Почему же мы не смотрим на сотрудников МВД как на нанятых обществом охранников для обеспечения нашей спокойной жизни? А ведь они таковыми и являются. Никем больше! Мы ничего им не должны, они не имеют в отношении нас никаких прав больше тех, что установлены в законе. Мы, например, не обязаны носить с собой паспорт и предъявлять его по первому требованию неустановленным лицам в форме или без таковой. Мы не обязаны давать показания следователю без участия адвоката. Мы не обязаны свидетельствовать против самих себя или своих близких. Все эти права мы как будто знаем. Но мгновенно забываем о них при встрече с правоохранителями. Мы боимся их. Мне известен случай, когда человек, выпивший кружку пива, был избит сотрудниками ГИБДД, да так, что у него оказались сломаны три ребра и образовалась опухоль почки, которую пришлось удалить. Неудивительно, что, завидев правоохранителя, люди переходят на другую сторону улицы - как бы чего не вышло.

Сегодня в российском обществе распространен тот же принцип, что и в США тех времен, которые описаны в романе "Крестный отец": никогда не обращайтесь в полицию! И когда нам на очень высоком уровне заявляют, что в Америке совершается больше преступлений, чем в России, не верьте. У нас огромное большинство потерпевших просто не обращаются в милицию, понимая, что им либо будет отказано в возбуждении уголовного дела, либо поиски преступников ничего не дадут. Это относится прежде всего к карманным и квартирным кражам, кражам из автомобилей, хулиганским нападениям. А те, кто все же обращается в милицию, нередко получает от ворот поворот в связи с якобы незначительностью произошедшего.

Очень странно говорить в этих условиях о доверии к государству. Мне лично не хочется. Конечно, терпение российского народа практически беспредельно. Но не слишком ли долго государство им злоупотребляет?

В заключение - практические рекомендации. Почему бы нашим высоким руководителям МВД и Генпрокуратуры не покинуть на несколько дней свои начальственные кабинеты и не поездить по районным отделениям милиции, не поговорить с задержанными, не понаблюдать, как работают милиционеры? Уверен, они узнали бы такое, от чего впору ужаснуться. И, может быть, задумались бы о том, что в подведомственной им системе давно назрели радикальные перемены. Ведь вернуть доверие к милиции - задача во сто крат более важная, чем все "показатели раскрываемости", вместе взятые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
828
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2436
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1437
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1785

Другие новости