0
910
Газета Политика Интернет-версия

30.07.2002 00:00:00

Москве и области - одно правительство

Гаррик Малоян

Об авторе: Гаррик Андреевич Малоян - член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор архитектуры, профессор.

Тэги: москва, область, граница, правитьельство


Известно: 600 миллионов долларов - стоимость проекта "Губернское кольцо", по которому власти Московской области начали строительство 20 гипермаркетов вдоль Московской кольцевой автодороги (МКАД). Выбор инвесторов - если не в Москве, то как можно ближе к ней - предельно прагматичен. Не менее прагматичными могут оказаться для области и следствия этого предприятия, если иметь в виду разгорающуюся войну землепользований между ней и столицей. Застраивая остававшиеся свободными участки, она в дополнение к юридическим создает и физические преграды на пути любых поползновений Москвы в пределы области. По злой для столицы иронии строительство ведется не в областных городах и поселениях, а в зоне, созданной исключительно преимуществами близости к Москве.

Вот уже полвека как история градостроительного развития столицы и области - это история границ между ними. Проблема появилась сразу же после того, как по решению Политбюро ВКП(б) в феврале 1931 года Москва выделилась из состава области. Тогда же она получила отдельный госбюджет, планы развития, стала всенародной ударной стройкой. Ее статус и благополучие обеспечивал жесточайший режим прописки. Хлынувшие в город десятки и сотни предприятий, с запретом со второй пятилетки нового промышленного строительства в городе, стали оседать на подступах к нему, вызывая быстрый рост близлежащих поселений. Сюда же и Москва вытесняла свои рутинные, ресурсоемкие производства, объекты инфраструктуры. Так создавалась зона многоликой застройки, которая периодически поглощалась городом (за последние 70 лет площадь Москвы увеличилась вчетверо) и возникала вновь у его новых границ.

Сегодня в составе такой зоны (так называемой Московской агломерации) не только прилегающий к Москве пояс жилых и индустриальных районов, но и исходящие из нее почти 50-километровые "коридоры" сплошной застройки вдоль радиальных транспортных направлений (на Подольск, Раменское и др.). Поскольку и город, и область интенсивно застраивали эту территорию, то не случайно, что здесь и наиболее велико административное противостояние между ними. Для его улаживания разрабатывались многочисленные комплексные программы и проекты. Но за исключением планомерно созданного вне столицы еще в советские времена единственного ее анклава - Зеленограда, реализовать ничего не удавалось. Сказывались не только административные, но и более мощные социально-политические барьеры. "Рассредоточение" Москвы требовало масштабного географического тиражирования московской прописки. Власть на это не шла. Проблема решалась просто - к столице указами присоединяли требовавшиеся под новое строительство очередные тысячи гектаров. У области не спрашивали. Партийный чин ее руководителя был на ранг ниже московского.

Быть может, теперь благие намерения действовать в общих интересах осуществляются? Ничего подобного. Разработанная уже в 1990-х годах программа решения жилищной проблемы для жителей Москвы и области путем строительства индивидуального малоэтажного жилья (только за первые 10 лет предусматривалось переселить в Подмосковье до полумиллиона москвичей) была сорвана, даже не начавшись. Все свелось к беспорядочному возведению особняков для новой элиты (нередко в особо охраняемых заповедных зонах), и без того в жилье не нуждающейся.

Но если совместные акции хронически не удаются, то территориальные тяжбы становятся все более ожесточенными. Административный диктат сверху сменился не менее жестким юридическим давлением снизу. Область отбирает сегодня у города аэропорты, требует компенсации за "ушедшие" в него сельскохозяйственные земли (еще неизвестно, на какую глубину исторического периода задумана эта ретроспектива), претендует на участки под сооружениями автомобильных пересечений с Кольцевой автодорогой. Доходит и до того, что руководство области на полном серьезе начинает настаивать на проведении границы по разделительной полосе МКАД, задумывается и об обустройстве въездов в Москву и выездов из нее. Еще шаг, и разговор может пойти о таможнях. А в это же время внутри области самоуправленческая стихия множит муниципальные образования (их уже 70), самостоятельно выходящие на земельные договоренности с Москвой, что, конечно же, ничего, кроме новой мешанины поселений, жилой, складской застройки, не создает.

Так в чем же дело? Не в том ли, что у одного территориального объекта два хозяина. Если отвлечься от формальной административной нити по МКАД, массивы жилой, промышленной застройки, зеленых клиньев Москвы и области неразделимы. Их части, включая застройку по "вылетным" транспортным направлениям, находящиеся на территории области, теснее связаны с периферией столицы, чем отдельные ее сектора и сегменты между собой. Это костяк расселения Москвы и области в целом, функционирующий совместно, независимо от юридической границы между ними. Здесь сосредоточено около 80% их фактического населения. В то время как для столицы область - естественный территориальный ресурс развития (только дачных домов москвичей здесь более миллиона), для области столица - поистине бездонный кладезь мест занятости (около 800 тыс. ее горожан трудоустроены в Москве), уникальный центр бытового обслуживания, досуга, культуры.

Так, может быть, пора уже перестать наступать на одни и те же административные грабли, связать единство территориальное с единством управленческим. Хотя препятствий на этом пути - и юридических (понадобится федеральный конституционный закон, референдумы в столице и области), и политических (захочет ли богатая Москва делиться с областью, не одолеют ли последнюю сомнения - земли отберут, ничего не дадут взамен) - окажется немало, только объединившись, столица и область смогут развиваться как целостный социально-экономический комплекс с общим законодательством, единым стратегическим планированием. Территориальные проблемы из плоскости выяснения отношений между субъектами Федерации перейдут к поиску консенсусов и компромиссов между самоуправлениями.

Жители области смогут пользоваться такими же, как и москвичи, социальными льготами. Москва (без расширения границ) получит оперативный простор для передислокации перегружающих ее производств, ведения соответствующего европейским стандартам 2-3-4-х этажного жилищного строительства в природном окружении, реализации статусных программ подготовки к Олимпийским играм, всемирным выставкам и др. Ее почти миллионному строительному корпусу найдутся площадки здесь же, а не где-то в Ярославской, Тамбовской, Вологодской и других областях. Реальной станет и совместная для области и города реконструкция хаотически застроенных коттеджно-дачно-садоводческих территорий, этих соседств дворцов, хижин и шалашей.

А пока┘ Построенный пять лет назад для жителей мост через МКАД между Москвой и Реутовым до сих пор не объединяет, а разъединяет их. Чиновники согласовывают подходы к нему - со стороны Москвы (длиной 100 м) и со стороны Реутова (около 200 м). Согласно последней депеше рассмотрение проблемы включено в перспективный план 2003 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1700
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
830
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4200
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3262

Другие новости