0
621
Газета Политика Интернет-версия

05.08.2002 00:00:00

Главный российский дефицит

Тэги: налог, реформа, закон


Налоговая реформа в России продолжается уже несколько лет. За это время было законодательно закреплено столько новаций, что всерьез заговорили о необходимости повышения зарплат бухгалтеров. При этом, судя по заявлениям правительства, общая налоговая нагрузка весьма существенно снижалась. Но проблема в том, что предприятия, похоже, не очень-то заметили эти позитивные изменения. А то, что заметили, - не оценили. Неуклонное снижение темпов экономического роста свидетельствует об этом куда лучше, чем любые победные реляции.

С чем связано такое, мягко сказать, осторожное отношение к процессу, который должен бы восприниматься на ура? Причин две. Первая - качество принимаемых законов. Несмотря на благие намерения, декларируемые разработчиками, далеко не все они действительно облегчали жизнь предприятиям. Достаточно вспомнить, как в конце декабря 2001 года был введен единый социальный налог для малых предприятий. Да, через несколько месяцев, уступив поднявшейся волне протестов, власть опомнилась и пообещала задним числом отменить принятое решение. Но ведь эти месяцы предприятиям пришлось прожить┘

Как выкручивались предприниматели? Кто-то платил, отказываясь от инвестиций и расширения производства. Кто-то отказывался платить и автоматически становился "возмутителем спокойствия" в глазах налоговых органов. А кто-то и вовсе уходил "в тень". В общем, все выживали по-разному, но едины были в одном: никто не чувствовал того самого "облегчения налогового бремени". И теперь долго не почувствует. Во всяком случае, не поверит.

Вторая причина - отсутствие фундаментальной уверенности в стабильности выбранного курса на снижение налоговой нагрузки. Иными словами, даже в тех случаях, когда принимаемый закон выгоден какой-либо категории налогоплательщиков, у них нет веры в то, что это надолго. Яркий пример - налог на доходы физических лиц. Плоская шкала этого налога еще не успела вступить в действие, а уже появились слухи о его скором повышении. И никакие уверения правительства в том, что 13% - "всерьез и надолго", не могли убедить общество в обратном. Налогоплательщики давно привыкли не доверять государству, которое часто обманывало их своей непоследовательностью. А на то, чтобы подкрепить свои обещания конкретными действиями и гарантиями, чиновники пока не идут, что опять же наводит на определенные размышления.

Между тем создание подобных гарантий вполне возможно. Так, можно увеличить сроки между принятием законов, способных ухудшить положение налогоплательщиков, и сроком вступления их в силу. Согласно действующей редакции Налогового кодекса, такие законы вступают в силу всего через месяц после официальной публикации, с началом нового налогового периода (в некоторых случаях - с началом года). В реальности это приводит к тому, что каждый год поздней осенью через парламент усиленно проталкиваются законопроекты, существенно ухудшающие положение налогоплательщиков. И депутаты порой просто вынуждены с ними соглашаться - ведь иначе не сойдется сверстанный уже по новым правилам бюджет. В результате подобные законы сваливаются на налогоплательщиков как снег на голову.

Исправить это положение может законопроект, согласно которому все акты налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вступать в силу с начала нового года, но не ранее чем через три месяца (в некоторых случаях - шесть месяцев) после их официальной публикации. В этом случае предприятия и граждане будут узнавать обо всех готовящихся изменениях заранее. Это позволит им не только лучше планировать свою деятельность, но и отстаивать свои интересы на основе существующих в демократическом обществе процедур еще до вступления решения в силу. И тогда нам уже не придется отменять очевидно неправильные решения "задним числом".

Еще одной серьезной гарантией предпринимателям мог бы стать мораторий на повышение и ввод новых налогов. Эта идея активно обсуждается в обществе уже несколько лет и имеет своих убежденных сторонников как среди парламентариев, так и среди представителей исполнительной власти. Мораторий способен стать серьезным сигналом для предпринимательского сообщества, гарантирующим продолжение политического курса на снижение налоговой нагрузки. Кроме того, он позволил бы существенно снизить риски, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов. Противники этой идеи в качестве своего основного аргумента называют необходимость продолжения налоговой реформы, в ходе которой отмена и снижение одних налогов зачастую сопровождаются введением и повышением других. Однако реформа не может быть вечной. И президентом, и правительством уже сделаны заявления, что ее основной этап будет завершен в следующем году. Следовательно, реальная возможность установить мораторий на ввод и повышение новых налогов появится уже начиная с 2004 года.

Нетрудно заметить, что предлагаемые решения направлены не на снижение налогового бремени, а прежде всего на стабилизацию налоговой системы. Это абсолютно естественно. Ведь главный российский дефицит - вовсе не деньги. Главный дефицит - стабильность и предсказуемость. Именно их больше всего не хватает, и именно на их достижение должны быть направлены сейчас основные усилия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1311
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3461
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1957
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2249

Другие новости