0
670
Газета Политика Интернет-версия

17.10.2002 00:00:00

Новая валюта для нового союза

Владимир Кашин

Об авторе: Владимир Анатольевич Кашин - доктор экономических наук.

Тэги: белоруссия, союз, валюта


Разговоры о введении новой валюты для Союза России и Белоруссии ведутся давно, однако единого решения пока не найдено. Кроме амбиций обеих сторон, остаются и вполне объективные опасения, что в совместной валюте совместятся скорее слабости, чем сильные стороны стран-партнеров. Собственно, обсуждаемых предложений всего два. Или ввести новую союзную валюту с единым эмиссионным центром в Москве, или оставить право эмиссии также и за Минском. В первом случае мы останемся при том же денежном беспорядке, что и всегда; во втором - за право "порулить" этим беспорядком будут бороться два центра. Но если нам обещают строить рыночное хозяйство, то почему такое пристрастие к административно регулируемым денежным единицам?

В связи с созданием нового союза у нас появляется прекрасный шанс создать новую валюту, действительно соответствующую всем требованиям рыночной экономики и полностью свободную от недостатков и слабостей денежных систем обеих объединяющихся стран. Для этого нужно новую валюту всего лишь прямо приравнять к золоту, установив курс: за одну денежную единицу один грамм чистого золота (возможен вариант - за одну единицу 0,1 грамма золота). Название можно оставить "рубль" или выбрать из названий расчетных единиц Древней Руси - куна или вира (гривну заняла Украина). Просто для примера возьмем название "куна".

Создается совместный резервный золотой фонд (скажем, 100 тонн, что соответствует примерно 1 млрд. долл. США). Затем на условиях стопроцентного золотого обеспечения эмитируются банкноты на сумму в 100 млн. кун, которые сразу могут использоваться на финансирование бюджета союзного государства и на выдачу кредитов под экспортные поставки российских и белорусских предприятий. Одновременно вводится правило, что все платежи в бюджет союзного государства (в форме вновь установленных союзных налогов) вносятся только в кунах. Соответственно сразу возникает спрос на куны.

При таком порядке автоматически снимается проблема нехватки новой валюты - любое лицо, местное или иностранное, может получить любое необходимое ему количество расчетных средств, просто приобретя золото-металл, депонировав его в указанном резервном фонде и получив куны либо в обмен, либо под залог. Для взаимных же операций (бартер, клиринг и т.д.), в которых деньги используются только как мера стоимости, эмиссия куны вообще не потребуется. Привлекательность же стабильных золотых цен очень скоро может оказаться заразительной для многих секторов международного хозяйствования, где необходимы инвестиции на длительные сроки и где необходима серьезная защита от валютных спекуляций. Дополнительный выигрыш для России еще и в том, что при правильном управлении денежным обращением золотое обеспечение новой валюты со временем можно будет снизить до 50% и даже до 25%. Если Россия вернется на путь промышленного развития и станет предоставлять кредиты на свои экспортные товарные поставки в золотых кунах, то процентные ставки по ним могут ограничиваться 2-3% годовых, а на таких условиях конкурентные позиции российских экспортеров заметно окрепнут.

Далее, поскольку золотые цены в кунах окажутся более стабильными, чем цены в долларах и евро (известно, что цена золота в долларах США за последние пятьдесят лет выросла примерно в 10 раз, а в валютах других стран - еще больше), у ряда мировых экспортеров появится явный интерес устанавливать свои цены и предоставлять товарные кредиты именно в кунах. При этом у импортеров сразу появляется интерес к срочным операциям с кунами, поскольку таким образом они могут снижать свои ценовые риски. А вслед за этим появится и интерес инвестирования в золотые куны - поскольку они станут не просто товарным активом (как металлическое золото), но и средством расчетов и погашения долгов.

В результате возникнет заметный сегмент мирового рынка, который будет свободен от рисков колебаний валютных курсов. А действующие в этом сегменте страны могут договориться о фиксации золотонефтяного ценового паритета на достаточно длительные сроки. Именно этого фактически все время пытаются добиться страны - члены ОПЕК, но с долларом США, колебания курса которого они не контролируют в отличие от золота, по которому они могут легко прийти к согласию со странами - производителями этого металла. А известный финансист Дж. Сорос прямо предлагает ввести новую мировую валюту, непосредственно основанную на товарном обеспечении нефтью. Россия могла бы ввести фиксацию своих экспортных цен на нефть в золотых кунах. Сделав такой переход, Россия могла бы просто ждать, пока другие страны - экспортеры нефти последуют ее примеру.

На самом деле надежнее сразу попытаться договориться о совместных действиях с этими странами, и сейчас для этого лучшее время. Золотая валюта, которую поддерживают хотя бы несколько государств, стала бы хорошей альтернативой и доллару, и евро. Во-первых, золото как товар в значительно меньшей степени зависит от международных спекуляций, чем национальные деньги. Во-вторых, всякая страна, накапливая свои валютные резервы, уже не будет обязана "вкладываться" в денежные единицы другого государства - с соответствующими финансовыми и политическими рисками (достаточно вспомнить замораживание США иранских долларовых активов).

Новая валюта может в экспериментальном порядке вначале применяться только в ограниченной сфере - например, для составления союзного бюджета, для платежей в этот бюджет и для кредитных операций союзного государства. Есть опасения, что регулирующие органы не смогут взять на себя полную ответственность за функционирование новой валюты и не удержатся от обычных злоупотреблений с использованием своих полномочий. Для решения этой проблемы необходимо найти такой механизм эмиссионной политики новой валюты, при котором она была бы ограждена от конъюнктурных интересов исполнительной власти (как вариант можно предложить совместный комитет парламентов обеих стран). Второе опасение касается угрозы возможных международных спекуляций против новой валюты. Однако при жесткой привязке этой валюты к золоту пределы возможных спекуляций против нее неизбежно будут ограничены колебаниями цены золота как товарной ценности - курс такой валюты нельзя будет обвалить как чисто бумажного инструмента.

У России сейчас есть возможность восстановить реальный инструмент рыночной экономики - товарные деньги, и это на пользу стране, не ущемляя интересов Белоруссии и показав пример остальному миру. Возможность сделать реальный шаг по переходу от командной экономики к настоящему рынку, от дележа ранее накопленной собственности к созиданию новой экономики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2263
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5048
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2776
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3203

Другие новости