0
1242
Газета Политика Интернет-версия

28.05.2003 00:00:00

Экономику на лжи не построишь

Тэги: нп, экономика, солидарность


Думая о том, чтобы обеспечить нашему молодому демократическому государству твердое будущее,  давно пора вернуться на путь нравственных ценностей.
Людвиг Эрхард

Разруха в головах

- Президент, признав определенные достижения в экономике за последние годы, призвал провести глубокий анализ и уточнение существующих подходов к экономической политике. Первый вопрос, как всегда в России, - кто виноват?

Геннадий Райков. Трудно отрицать, что за последние годы экономическая ситуация в стране улучшилась. Основные позитивные перемены президент перечислил: продолжается экономический рост, повышается уровень жизни, начинают действовать новые законы, позволяющие строить новые экономические институты, "золотой запас" страны достиг небывалых размеров. Тем не менее очевидно, что не только существенного рывка в развитии экономики, но даже возвращения к уровню развития советской экономики не произошло. Машиностроение, сельское хозяйство, наука, образование, оборонная промышленность по-прежнему прозябают, Россия в еще большей мере, чем раньше, выступает сырьевым придатком мировой экономики. Экономический рост обусловлен только удачной конъюнктурой на рынке нефти. Каждый четвертый живет в нищете. Такое состояние экономики действительно угрожает самому существованию нашей страны.

На моей памяти было немало реформ. Помню хрущевские совнархозы, косыгинскую реформу. Затем разного рода "крупномасштабные эксперименты" в отраслях, "полный хозрасчет" Абалкина. Существенных результатов они, как известно, не дали.

Знаю о "Новом курсе" Рузвельта, об экономическом чуде в Германии, Японии, Корее. Немало слышал о радикальных переменах в чилийской экономике. Сейчас внимательно слежу за стремительным взлетом Китая. И вот на этом фоне о каких-то достижениях наших реформаторов 90-х говорить не приходится. После стольких лет тяжелых испытаний стране по-прежнему угрожает катастрофа, несмотря на то что мы располагали и располагаем огромным ресурсным и интеллектуальным потенциалом.

Позиция нашей партии основана на понимании того, что в начале 90-х в России утвердился вульгарно-материалистический подход к экономике и экономическим реформам. Демократы проигнорировали социальные, нравственные, исторические условия нашей страны, традиции, моральные ценности нашего народа. Поведение человека не предопределено только материальными стимулами и уголовным законодательством. Не меньшую роль играют обычаи, нравственные ценности, моральные нормы. Если власть игнорирует общественное и индивидуальное сознание, менталитет нации, то никакие навязываемые нормы не воспринимаются, в результате старый порядок рушится, а новый не создается. Мы считаем, что без нравственного возрождения общества невозможен и экономический прогресс. Разруха, как говорил герой Булгакова, в головах.

Андрей Большунов. Почему капитализм плохо приживается на российской земле? Ответов на этот вопрос много. Либералы считают: виноваты коммунисты, заведшие страну в исторический тупик, и российский народ, не "созревший" для рыночной экономики. Очевидно, что наши реформаторы так и остались марксистами. Маркс объявил, что все можно свести к частной собственности и для построения светлого будущего надо ее искоренить. Демократы были уверены, что суть в ней же. И поэтому сочли своим долгом быстрехонько ее возродить, любыми методами.

В России, да и в мире, давняя традиция разоблачения пороков денег и капитализма. Совершенно не случайно, что у нас модно говорить о "первоначальном накоплении". Маркс утверждал, что капитал возник исключительно путем жестокой эксплуатации, насилия и грабежа. Отсюда и соответствующая логика российских реформаторов - не важно, откуда сегодня взялся капитал, потом он "цивилизуется" и наступит нормальный рынок. В России такой "прагматизм" привел нас к тому, что мы имеем. На самом же деле капиталистическая экономика сформировалась не как результат "деятельности" отдельных авантюристов и удачливых проходимцев, которые что-то захватили или кого-то ограбили, а на основе упорного труда тех, кого сейчас назвали бы средним классом. Из поколения в поколение трудом собирались состояния тех, кто и "построил" западный капитализм.

Почти 100 лет назад выдающийся немецкий ученый Макс Вебер, который оказал на социологическую и философскую мысль Запада не меньшее влияние, чем "классик" Маркс, убедительно доказал: западный капитализм сформировался не на "первоначальном накоплении", а на мощном нравственном фундаменте - на протестантской этике, то есть на определенных нравственных установках, которые обусловливала эта христианская конфессия.

Честность - лучшая экономическая политика

Торговля, рынки, то есть рыночные отношения, существовали во всех культурных странах земного шара - в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, Средних веков и нового времени. Вебер писал: "Стремление к наживе, к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего с капитализмом не имеет. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих - можно с полным правом сказать, что оно свойственно людям всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность". Но это не было капитализмом.

Возникший на Западе экономический строй приобрел новое значение, и именно он стал тем, что и назвали потом капитализмом, поскольку появились такие его формы и направления, которых ранее нигде не было. Еще Монтескье писал, что англичане превзошли все народы мира в трех весьма существенных вещах - в набожности, торговле и свободе. Именно сочетание всех этих элементов и стало той основой, на которой в Англии произошла настоящая революция и впервые утвердился новый общественный строй - демократия и новая экономическая система - рыночная. Как убедительно доказал Вебер, особую роль сыграла религия - английский вариант протестантизма. Именно он задавал нравственный императив - экономический успех индивида был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

Спасение души было основной целью жизни и деятельности в те далекие века для любого человека. А в соответствии с протестантизмом именно успешная деятельность человека, его достижения на хозяйственном поприще и были доказательством богоизбранности. Протестантизм и особенно кальвинизм требовали непрестанного упорного труда и не допускали жизни, исполненной удовольствий. Полученный доход должен был использоваться лишь для новых вложений в предприятие. Благоразумие, непрерывный труд, бухгалтерские счета, которые точно ведутся с целью в любой момент выяснить, как обстоит дело, миролюбивая торговля - лишь это, как показал Вебер, совместимо с требованиями протестантской этики. Вот на такой духовно-нравственной основе и появился современный капитализм.

В наше время и в нашей стране сама мысль о том, что изначально капитализм имел религиозное происхождение, когда именно Запад для нас - оплот бездуховности и корысти, воспринимается с трудом. Но это научный факт.

Валерий Гальченко. Знаменитый американец Бенджамин Франклин, автор популярного изречения "Время - деньги", дал более утилитарное и потому более понятное нам объяснение: "Помни пословицу: "Тому, кто точно платит, открыт кошелек других". Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны". Иными словами, честность в бизнесе эффективна: предприниматель, имеющий репутацию, имеет намного больше шансов добиться успеха.

Конечно, речь не идет о том, что россиянам надо перекрещиваться в протестантов. В последние десятилетия бурного экономического прогресса достигали и неевропейские народы, но всегда в качестве одного из краеугольных камней выступали именно нравственные традиции, моральный опыт народа - так было и в Японии, и в Корее, и в Китае, и в других странах. Оказалось, например, что и конфуцианство при определенных политических условиях не менее плодотворно, чем протестантизм. Кстати, можно вспомнить и российский опыт: в числе ведущих предпринимателей дореволюционной России было много старообрядцев (Демидовы, Рябушинский, Морозовы). Пословица "Береги честь смолоду" - это не поучение для девиц, а императив поведения для государственных и деловых людей того времени. И, как известно, в начале XX века православная Россия начала стремительно развиваться. Так что и у нас религиозный, моральный фактор в экономике сыграл значительную роль. Стране, как говорил Столыпин, нужно было всего 20 лет стабильности┘

Что немцу здорово, для русского - капут?

- Вы приводите факты и аргументы из далекого прошлого. Но разве, например, экономическое чудо Германии при Эрхарде не было торжеством экономического либерализма?

Валерий Гальченко. На первый взгляд все, что делали Гайдар, Чубайс, чрезвычайно похоже на действия немецкого реформатора: ликвидация денежного "навеса", свободное ценообразование, валютная реформа... Но это на первый взгляд. Если же приглядеться повнимательнее, то обнаруживаются те весьма существенные оттенки политики Эрхарда, которые, вероятно, во многом и способствовали колоссальной разнице в результатах реформ в Германии и в России. Сразу стоит, конечно, отметить, что в этом чуде свою роль сыграла и вышеупомянутая протестантская этика, о которой речь шла выше. Понятно, что механизм ее был иным, чем несколько веков назад, но немецкая народная память о традициях честного труда и добропорядочной предпринимательской деятельности, безусловно, сохранилась. Однако это только часть правды, а была еще конкретная деятельность реформаторов, использовавшая нравственные и деловые качества немецкой нации.

Реформаторы Германии стремились к консолидации всех слоев немецкого общества. Эрхард заявляет: "Думая о том, чтобы обеспечить нашему молодому демократическому государству твердое будущее, давно пора вернуться на путь нравственных ценностей". Профессор экономики и крупный государственный деятель сразу же вспоминает не про собственность и эффективность, не про издержки и прибыль, а обращается к духовному опыту своего народа. Стоит напомнить, что по своим убеждениям Эрхард был христианский демократ и для него было естественным думать не только о материальном, но и о духовном. Политическая экономия для него - "это точка, где соединяются политика и экономика, где сознательная воля проявляет свое искусство направлять, не насилуя нормальное развитие хозяйственной жизни".

Конечно, Эрхард активно использовал рыночные механизмы. Однако при этом его администрация для борьбы с инфляцией печатала каталог уместных цен, выработанный совместно торгово-промышленными кругами и профсоюзами, выпустила закон против произвольного повышения цен. Он даже выступал с призывами к предпринимателям, которые в нашей стране посчитали бы безнадежным идеализмом, - не соглашаться с повышением цен и менять своих поставщиков. В его политике постоянно присутствовала мораль - Эрхард всегда стремился влиять на людей, воздействовать на них не только директивными документами, но и словом. У него было желание иметь как можно больше контактов. Для него было очень важно, что у людей вновь появилась "радость труда". Такие его действия называли "душевным массажем". Он требовал, чтобы экономические процессы воспринимались не только как механические, технические: "Человека нельзя игнорировать, он является движущей силой в народном хозяйстве".

Эрхард стремился объединить всю страну, все слои народа. Проводил огромное количество встреч, разъясняя смысл своих действий. Когда профсоюзы выдвигали необоснованные требования повышения зарплаты, Эрхард им противодействовал. В свою очередь, если он видел тенденцию необоснованного противодействия бизнеса росту заработной платы, то выступал на стороне рабочих. Он самым решительным способом требовал от крупнейших предпринимателей, когда этого требовала ситуация, наибольших жертв и ответственности.

По сути, немецкий реформатор формировал солидарное отношение нации к сложнейшим проблемам экономики. Он категорически выступал против всяких привилегий любым социальным группам и отраслям. Особенно активно боролся реформатор против монополизма, за конкуренцию, придавая этому нравственное звучание: "Я считаю, что основой всего рыночного хозяйства является и должна быть конкуренция. Это возможно только там, где не будет допущено никакое угнетение свободы, но где свобода основывается на моральном и правовом кодексе народа и является общеобязательным законом". И в отличие от дремучего либерализма с его теорией государства как "ночного сторожа" он доказывал: "Определение духовного, морального и материального облика хозяйства должно быть в конечном счете делом политики, заботой общества".

Эрхарда жестко критиковали, не все верили в его политику. Кстати, свои реформы он проводил, несмотря на определенное противодействие американских генералов из оккупационных войск, которым не хотелось рисковать. Даже когда успехи уже были налицо, политические оппоненты - социал-демократы - не уставали пророчить стране катастрофу. Однако никто и никогда не мог упрекнуть его в какой-то личной корысти. Эрхард личным примером показывал, как нужно служить своей стране и своему народу. Итог: за год был восстановлен довоенный уровень, а через пять лет трудно было всерьез оспаривать эффективность его политики. Совершенно не случайно его заявление: "То, что произошло в Германии за последние девять лет, было чем угодно, только не чудом. Это было всего лишь результатом честных усилий всего народа, которому были предоставлены возможности снова прилагать и применять инициативу и энергию". Мы выделили в тексте слово "честных", поскольку именно здесь и заключается одна из главных причин нынешнего состояния российской экономики. И еще одна, ключевая для нас, россиян, мысль Эрхарда: "Постоянный экономический прогресс Федеративной Республики стал возможен благодаря доверию (выделено нами), оказываемому многими немцами социальному рыночному хозяйству".

Честь ум порождает, а бесчестье и старое теряет

- Почему же в России люди не поверили реформаторам?

Олег Коргунов. Российские реформаторы более 10 лет тому назад скорее всего тоже хотели как лучше. Себя объявили камикадзе. Но в 1993 году в жертву принесли не себя - расстреляли Белый дом. А вскоре реформаторы в большинстве своем превратились в новых русских. И причина этого в том, что российская экономическая реформа изначально была лишена всякого нравственного смысла. Ваучеры, скандальные приватизационные конкурсы, захват наиболее лакомых кусков государственной собственности шли абсолютно беззастенчиво. Периодически вводились всякого рода льготы и привилегии, которые приводили к колоссальным злоупотреблениям, разрушали общественную мораль и веру людей в справедливость.

Да, многое происходило по принимаемым парламентом законам или на основе указов легитимно избранного президента. Но закон перестает быть регулятором, если большинство воспринимают его как несправедливый и лживый. Утверждают, что помощники Пиночета - любимца наших либералов, которые сотворили чилийское чудо, сохранили свои репутации и не пользовались возможностями власти для личного обогащения. В России случилось обратное: те, кто объявлял себя "камикадзе", оказались не в состоянии удержаться от соблазнов и урвали себе огромные куски собственности, изначально обесценив с нравственной точки зрения все то, что было сделано ими. Как может чиновник не брать взятки, если он считает всех предпринимателей жуликами? И как же можно ожидать от остальных людей поддержки реформ, если в стране нет сейчас бизнесменов, в справедливость и честность доходов которых верило бы общество?

Различие в доходах самых богатых и самых бедных трудно даже вычислить. В последние годы из-за высоких цен на энергоресурсы возникла огромная природная рента, про которую кто только не говорил. А дело с мертвой точки не сдвинулось - десятки миллиардов достались кучке олигархов и их челяди. В отличие от протестантских подвижников капитализма нынешние российские нувориши публично прожигают свалившееся на них богатство, нисколько не заботясь о моральном климате общества. Неравенство усугубляется жестокой эксплуатацией, когда за работу миллионам выплачивается минимум, а тысячи просто бесятся от жира. Удивительно терпение нашего народа, треть которого прозябает в нищете. О каком доверии может идти речь? О каком кредите (напоминаем, что это слово буквально означает доверие) можно говорить в таком государстве? Не случайно в стране плохо развивается малый и средний бизнес, основа которого - трудолюбие, честность и кредит!

Уже второй десяток лет выпускаются законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, и каждый раз оказывается, что их можно обойти. "Честно" нарушить закон в России - это "дело чести" каждого предпринимателя. Такое положение закономерно как следствие всего хода российских реформ: если у людей нет внутренних, нравственных ограничений, то главными становятся братки, киллер или подкупленный судья. Живем по Марксу - российская материя победила российский дух! А ведь для русского купца честное слово коллеги нередко было надежнее, чем любой письменный договор, - почитайте Островского! Кто сейчас в России ведет дела, полагаясь на честное слово? Впрочем, стоит сказать, что российские предприниматели из старообрядцев весьма радели и о правовой стороне, и коммерческие документы у них были в образцовом порядке.

"Честь ум порождает, а бесчестье и старое теряет", - гласит русская пословица. Пока мы - страна, народ только теряем.

Солидаризм - наше будущее

- Одна из основных идей Послания президента - консолидация нации. Владимир Путин трижды (!) в своем выступлении сказал об этом. О какой консолидации можно говорить в нашем обществе с его чудовищным разделением на нищих, бедных, богатых и олигархов?

Геннадий Райков. Мы считаем, что главным условием успешного экономического развития является солидарность общества, власти и элит в отношении перспектив, целей и форм социально-экономического и государственного строительства. Успех может прийти только тогда, когда люди поверят в правду существующего общественного строя, чтобы стать его искренними сторонниками, сотрудниками и защитниками.

Свою долю ответственности должна взять на себя российская элита, она обязана услышать давний призыв: "Делиться надо!" С народом, государством! Жилищно-коммунальную реформу, развитие образования и здравоохранения нельзя осуществлять только за деньги трудящихся. Здесь бы очень пригодилась природная рента, которая достается олигархам. И если бизнес не слышит этого требования времени, должно вмешаться государство.

Надо сделать так, чтобы хозяйственная деятельность и частных предприятий всех типов собственности, и государственных органов власти всех уровней становилась для общества все более ясной и прозрачной, то есть честной. Законодательная и исполнительная власти обязаны защищать не интересы отдельных групп, а отстаивать народное благо. Радикально должна измениться судебная система: без нормального судопроизводства невозможны ни рынок, ни демократия. Борьба с коррупцией тогда перестанет быть способом выяснения отношений между различными группировками и средством передела собственности, а будет системой мер по трансформации нашего криминального, дикого капитализма в социальное рыночное хозяйство.

НПРФ считает, что необходимо направить инициативу и предприимчивость частных лиц в русло общественного интереса, соединить идею свободы с идеей служения. Поэтому нет сегодня важнее вопроса, чем формирование механизма, который позволял бы добиваться солидарности общества при всяком повороте событий, в каждом конкретном случае.

Недоверие между властью и народом, бизнесом и государством, трудящимся большинством и предприимчивым меньшинством - это главное препятствие замене нынешнего криминально-бюрократического строя. Необходимы преобразования. Они должны состоять в реабилитации понятий гражданской и социальной солидарности, общественного благосостояния, гражданского и общественного долга, общественного служения, нравственности в качестве источников неотъемлемых обязанностей человека и естественных ограничений прав и свобод, в том числе и права частной собственности! Оздоровление нашего общества следует начать с Основного закона, с фундамента нашего правового строя. Народная партия предлагает внести в Конституцию РФ статью о социальной и гражданской ответственности собственника (ответственности его перед обществом и государством).

Президент, обращаясь к депутатам, сказал: "Консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь самых больших целей". Симптоматично, что среди различных условий возрождения России назван и нравственный ресурс. Это означает, что власть возвращается на путь нравственных ценностей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2347
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5184
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2876
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3321

Другие новости