0
1592
Газета Политика Интернет-версия

26.06.2003 00:00:00

Беспомощность Госдумы приводит к внешнеполитическим ошибкам

Вячеслав Игрунов

Об авторе: Вячеслав Владимирович Игрунов - заместитель председателя комитета по делам СНГ Госдумы РФ.

Тэги: туркмения, заявление, дума, мид


На прошлой неделе Государственная Дума приняла заявление "О соблюдении прав граждан Российской Федерации в Туркменистане". Можно только радоваться такому документу в отличие от политического контекста, в котором принято заявление.

Проблема нарушения прав человека в Туркменистане не нова. Запрещение преподавания на русском языке, вытеснение российской прессы и ТВ из туркменского медиапространства стали лишь логическим продолжением преследования национально-культурных объединений, притеснения интеллигенции и тотального контроля жизни граждан. Однако никогда прежде российская власть не находила возможным проронить хотя бы слово несогласия. Казалось, Россия одобряет все шаги Туркменбаши, все более теряющего облик земного правителя и обретающего облик сурового божества. Ничего не изменилось, когда в ноябре прошлого года в Ашхабаде случилось странное "покушение" на главу государства, а вслед за тем прошел суд над "организаторами покушения". Россия демонстративно закрыла глаза на репрессивный беспредел, учиненный Туркменбаши. Более того, устами секретаря Совбеза пообещала выдать тоталитарному режиму Туркмении "преступников", скрывающихся в России.

То, что происходило в Туркмении, напоминало самые страшные времена сталинского театра. На этом фоне обещания Рушайло могли вызвать только ужас. Каково же было мое удивление, когда возобновивший в январе работу Совет Госдумы ни словом не коснулся событий в Туркмении. Предварительные консультации показали, что попытка потребовать от Туркменбаши повторного, более справедливого судебного разбирательства над подозреваемыми в подготовке теракта будет провалена в Госдуме. Не будут поддержаны и другие требования к режиму Ниязова. Поэтому 15 января на пленарном заседании Госдумы я ограничился предложением пригласить представителей исполнительной власти для того, чтобы получить объяснения позиции России в этом вопросе. Однако Дума отвергла и это предложение. Только 63 депутата нашли возможным поинтересоваться судьбой своих сограждан и действиями собственного государства по их защите. За малым исключением это были депутаты СПС и "ЯБЛОКА", впоследствии подписавшие совместное обращение. Исполнительная власть осталась безмятежной.

На депутатские запросы о том, что сделано для защиты наших соотечественников, арестованных Туркменбаши, я получил лишь ответ, что МИД не располагает сведениями о российском гражданстве Бориса Шихмурадова, главного обвиняемого. После того как было доказано, что Шихмурадов российский гражданин, МИД и вовсе как воды в рот набрал. В то же время российские власти на разных уровнях продолжали работать с Туркменбаши как ни в чем не бывало. Более того, 10 апреля был подписан протокол о прекращении действия договора о двойном гражданстве вопреки нормам самого договора.

И вдруг последовало заявление Рогозина о причастности Туркменбаши к наркоторговле и продаже оружия талибам. А вслед за этим стремительно были проведены слушания и без малейшей задержки принято вышеупомянутое замечательное заявление Госдумы - фантастическим большинством голосов: 411 против 2.

Что же случилось между началом парламентской сессии и ее концом? Какие события заставили депутатов прозреть чуть ли не поголовно? Что побудило исполнительную власть изменить свои подходы между серединой апреля и серединой мая? Быть может, документ Комиссии ООН по правам человека "Положение в области прав человека в Туркменистане"? Или информация о причастности Туркменбаши к наркотрафику и продаже оружия талибам? Не является ли медийный всплеск по Туркмении ранним предвестником появления американского интереса к этому региону? Не могло ли это послужить толчком нашего неожиданного интереса к правам российских граждан, как некогда натовские устремления Балтии пробудили интерес в нашем обществе к правам прибалтийского русскоязычного населения? Мы не знаем ответа. Как не знаем, кто готовил позицию Рушайло в декабре 2002-го, кто подставил президента в апреле 2003-го. И кто понес ответственность за ошибки и зигзаги российской внешней политики? А если мы этого не знаем, все повторится сначала. Не важно, где ошибемся в следующий раз - в Узбекистане, Азербайджане или Грузии.

Из всего этого следует, что, во-первых, в России после десятилетия демократического развития права человека остаются подозрительной юридической нормой и апеллируют к ним только при крайней нужде и только в форме защиты прав соотечественников. То есть обращаясь не к всеобщей декларации прав человека, а к националистическим инстинктам граждан. А это может вернуться бумерангом и создать проблемы внутри страны.

Во-вторых, Российское государство не только не имеет внешнеполитической стратегии на постсоветском пространстве, но не имеет даже критериев для выработки такой стратегии, представлений о своих долгосрочных интересах в СНГ. А это означает, что в МИДе, и не только в МИДе, нет людей, способных вырабатывать политику и принимать решения.

И, наконец, Государственная Дума, которая, несмотря на конституционные ограничения, могла бы стать ареной публичного обсуждения внешнеполитических проблем, не в состоянии в своем нынешнем виде делать это, поскольку является лишь законодательным департаментом исполнительной власти. Легкая управляемость Госдумы лишает ее возможности быть опорой исполнительной власти, не говоря уже о роли направляющей силы. Это значит, что Дума требует глубоких перемен, которые невозможны без изменений в политическом спектре России. Надвигающиеся выборы в ГД покажут, возможны ли необходимые перемены в ближайшие годы или же России предстоит двигаться по нисходящей во внешнеполитическом поле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1149
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
895
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1074
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
709

Другие новости