0
1027
Газета Политика Интернет-версия

10.07.2003 00:00:00

Федерализм "на вырост"

Ирина Бусыгина

Об авторе: Ирина Марковна Бусыгина - профессор МГИМО (У) МИД России, доктор политических наук.

Тэги: федерализм, реформы, полнота


Проблема федеративных отношений относится к числу наиболее популярных политических сюжетов. Однако дискуссии часто имеют узкоспециальный характер, когда обсуждаются важные, но непонятные для неспециалиста частности, или же протекают на уровне оценочных категорий, в диапазоне "прекрасно-ужасно". Я предлагаю для обсуждения два тезиса, которые, как мне кажется, способны помочь адекватному восприятию и оценке того, что сегодня происходит с российским федерализмом.

Первое и крайне важное положение заключается в том, что в ходе демократического перехода темпы реформирования по различным направлениям не должны слишком сильно различаться, иначе общая конструкция оказывается слишком "перекошенной". А значит, неустойчивой, требующей дополнительных подпорок, нужда в которых возникает постоянно.

Причины резко опережающего развития в какой-либо сфере могут иметь и внешний и внутренний характер. Хорошим примером влияния внешнего фактора в данном случае является закон о местном самоуправлении, принятие которого было обусловлено вступлением России в Совет Европы. Однако прекрасный, очень "федералистский" по духу закон, принятый в 1995 году, не был (и не мог быть) реализован практически. Что и вызвало к жизни новый, технократический и унифицирующий, игнорирующий региональное разнообразие (а следовательно, федеративный порядок) проект реформы в этой сфере. Приходится констатировать, что два важнейших вектора реформ - федеративных отношений и местного самоуправления - не были скоординированы ни по своей сути, ни по темпам.

Федерализм в России в том виде, как он был оформлен в 90-е годы, был обусловлен прежде всего причинами внутреннего характера. Речь идет о давлении со стороны регионов, которым федеральный Центр по слабости своей противостоять не мог. Существует распространенное мнение, что такой федерализм, федерализм "по Ельцину", не имел шансов на существование и развитие в принципе. Не могу с этим согласиться. Он мог бы существовать, но при единственном условии - если бы он не столь резко "выламывался" из общего темпа продвижения реформ. Федеративные отношения, по сути, не отвечали, как не отвечают и сейчас, характеру субъектов, их реализующих. Они не соответствовали характеру политической культуры (и, если хотите, культуры вообще), которая до сих пор остается в высокой степени централистской. Федеративные отношения в России были изначально исключительно делом элит, а их политическая культура имеет характер, соответствующий государству унитарному, а не федеративному. Речь идет и о федеральных, и о региональных элитах, которые при всем богатстве официальной "федеративной" риторики ведут себя как унитаристы - только в разных территориальных масштабах.

Федерализм - это не только набор институтов, но и набор ценностей (причем эти институты и ценности взаимосвязаны), это не только политический, но и культурный проект. Наши реформы совсем слабо затронули культурный, ценностный пласт, а не преуспев на этом направлении, не следует рассчитывать на стабильность и укорененность построенного. Традиционный административный способ осуществления реформ сыграл с нами злую шутку: федерализм не стал общественным благом, он не имеет широкой поддержки в обществе, поскольку не затронул или затронул весьма слабо частный интерес. В итоге децентрализация получилась, федерализм - нет. И началось попятное движение - восстановление вертикали власти (вот он, привет от нашей унитарной культуры, ее чеканная формула!).

Второе важное, связанное с предыдущим положение заключается в том, что федеративные отношения должны отвечать общему характеру национальной государственности. Иными словами, федерализм очень национален, это крайне гибкая система, способная приспосабливаться к трансформации демократического государства. Посмотрим на латиноамериканские федерации - Бразилию, Аргентину, Венесуэлу. Это молодые демократии так называемой "третьей волны", президентские республики с серьезными и весьма специфичными внутренними проблемами. Этим государствам отвечает централизованный федерализм с широким распространением института федерального вмешательства. Более того, в Венесуэле федерализм практически исчерпал свои возможности "подстройки" и остался лишь на бумаге, государство, по существу, перестало быть федеративным.

Послевоенный немецкий федерализм во многом - проект союзников. Будучи составной частью немецкой государственности, все эти пятьдесят лет он подстраивался под нее. Подстройка шла в одном направлении - в сторону усиления централизации. В эту же сторону трансформировало федерализм и объединение страны. Отсюда внутригерманские дискуссии о потере немецким федерализмом "субстанции", о превращении земель в "территориальные корпорации", о чрезмерном выравнивании и единообразии, наконец, о дисбалансе в разделении властей на уровне земель в пользу земельной исполнительной власти. Тем не менее никто не собирается отказываться от федерализма как такового, он по-прежнему остается "вечной" ценностью наряду с демократией. Но это уже другой федерализм, не похожий на послевоенный. Он подстроился под изменяющуюся государственность.

Пример, иллюстрирующий гибкость федерализма, но, что называется, с другой стороны - Канада. В этой стране приверженность демократическим ценностям столь сильна, что федерализм, по-видимому, находится на пределе своих "подстроечных" возможностей, что делает вероятным распад этой федерации, выход из ее состава провинции Квебек.

Так и у нас в России федерализм может быть только в высшей степени национальным, отвечающим российской государственности - и настоящей, и будущей. Возможности его велики, но не безграничны, он не может сотворить чудо и решить все проблемы, поскольку сам является продуктом национального развития. Из этого и следует исходить, оценивая смысл происходящего сегодня с российским федерализмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1998
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4666
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2543
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2928

Другие новости