0
857
Газета Политика Интернет-версия

13.09.2004 00:00:00

Резерв террористов готовится внутри России

Валиулла Якупов

Об авторе: Валиулла Якупов - первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана.

Тэги: ислам, терроризм, ваххабиты, фашизм, идеология


Трудно не согласиться с расхожей фразой, что «у террористов нет национальности и нет веры», потому что террористами зачастую движут не собственно религиозные, а политические, экономические и социальные причины. Если говорить о религиозной, исламской компоненте, то надо заметить, что ислам не является единым феноменом, он, как и другие мировые религии, имеет свою ортодоксию и сектантскую периферию.

И хотя у отдельных террористических актов имеется, к сожалению, «мусульманское» лицо, сами террористы не являются классическими мусульманами. Они представляют сектантское крыло в исламе, известное как секта салафитов-ваххабитов. И эта секта относится к разновидности фашизма. Фашизм, если иметь в в виду религиозную компоненту, как известно, был и «протестантским», и «католическим», но никогда не проистекал из религиозной культуры. Понятно, что и мусульманские народы не обошло это явление.

Идеология, которую исповедуют салафиты-ваххабиты, как раз и является проявлением «мусульманского» фашизма. Поэтому решение проблемы терроризма мне видится в противостоянии этой разновидности ислама.

Широкое общественное мнение зачастую не разделяет собственно ислам и его сектантскую разновидность. Если никто не путает, грубо говоря, баптиста и православного, то в исламе такого четкого разделения в общественном мнении до сих пор не сформировано. Хотя Россия познакомилась с мусульманскими сектантами, с ваххабитами не в Беслане, но до сих пор мусульманином называют и ваххабита, и ортодоксального мусульманина. Болит душа, когда наблюдаешь эту путаницу в СМИ или в выступлениях политиков. Убежден, нужно внедрять в общественное сознание это разделение. А то у нас даже сами мусульмане считают ваххабитов мусульманами. Здесь тоже нужны определенные просветительские усилия. Иначе трудно будет решить назревшую проблему борьбы с ваххабизмом, которая требует репрессивных мер со стороны государства. В противном случае под каток репрессий угодит весь ислам. Особенно классический.

Этот процесс должен вестись в двух направлениях. Селективное уничтожение – не боюсь этого слова – сектантских проявлений и одновременно государственная поддержка мусульманской ортодоксии. Сегодня среди госчиновников даже на микроскопическом уровне такой поддержки нет. Татарстан не исключение. Здесь госчиновники открыто борются, например, с мазхабом Абу Ханифы, хотя это самое толерантное, самое либеральное исламское явление. Во многом благодаря тому, что татары – приверженцы мазхаба Абу Ханифы, у нас в Татарстане не пролилась кровь в религиозном противостоянии Библии и Корана. А между тем многие чиновники и ученые ставят задачу уничтожить ханафизм как явление, то есть хотят уничтожить толерантный ислам. Это очень опасно. Хотелось бы, чтобы последние события в Беслане отрезвили наших государственных мужей, подсказали им, что другого, «хорошего» ислама у нас в России нет.

Подобная безграмотность уже привела к тому, что сегодня резерв террористов готовится внутри России. Всего один пример. В Ижевске официально много лет издается газета «Ихлас», что в переводе означает «Искренность», которая регулярно печатает ваххабитские материалы. И никому до этого нет дела, ни одного чиновника не заинтересовало на протяжении многих лет, какой ислам бытует в их регионе, и уж совсем ни у кого не возникло желания поинтересоваться читательской аудиторией этой газеты. А ведь пресекать пропаганду ваххабизма необходимо на ранних ее стадиях, пока не началась фанатизация молодежи, не пройдена грань, после которой начинаются взрывы и убийства.

Неокрепший молодой ум – идеальная почва для идеологов этой мусульманской секты. Не случайно ваххабизм пожинает свой лучший урожай среди горских народов, принявших ислам сравнительно недавно. Ведь чеченцы – это молодая исламская нация, насчитывающая чуть более трехсот лет, а отдельные горские племена еще десять лет назад были языческими. Тогда как предки татар приняли ислам более тысячи лет назад, искали религию осознанно и принимали добровольно. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к татарам ислам пришел еще при жизни пророка Мухаммеда. Разумеется, это не довлеющая причина, а лишь одна из них. Понятно, что, помимо религии, имели место социально-экономическая подоплека и даже темперамент горцев, отличающийся от темперамента равнинных народов. Целый клубок причин.

Весь его надо распутать, чтобы понять, что из чего произрастает, и не винить чеченца за то, что он чеченец. Скажем, сегодня на отрицание татарами-мусульманами ваххабизма работает даже такой исторический факт: татары никогда не граничили с Багдадским халифатом. И у татар-мусульман большой стаж проживания рядом с немусульманским окружением, когда веками закрепляется в сознании формула: мы, русские и татары, мусульмане и православные, обречены жить вместе. Без лукавства: татарам хотелось бы жить отдельно от русских и русским было бы комфортнее без татар. Но нас свела история, и наши народы научились ценить эту обреченность.

Уникальным явлением для всей мусульманской уммы являются мощные демократические традиции у татар-мусульман, чего нет более нигде в исламском мире. Во всем мире мусульманство назначаемо указами государства или правителя. У нас же иерархия строится снизу вверх, как строится гражданское общество. Сильные традиции самоуправления защищают мусульманскую общину от имама с авторитарными претензиями на исключительность и самоуправство. Мусульманская община с ее общинными ценностями не станет терпеть авторитарного лидера. Причем это не племенная общинность, как тейпы у чеченцев. Общину формируют прихожане вокруг мечети. Я уж не говорю о женском вопросе, который является тестом цивилизованности классического ислама, нашей продвинутости. Наши женщины никогда не носили чадру, но всегда участвовали в общественной жизни. А сегодня у нас сформировалось своеобразное женское духовенство. Повторюсь, татары шли к этому более десяти веков, наработали бесценный опыт, который при желании может помочь госчиновникам понять, почему у террора «мусульманское» лицо, и безотлагательно заняться решением проблемы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1138
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3077
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1736
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2085

Другие новости