0
897
Газета Политика Интернет-версия

22.04.2005 00:00:00

Большой Восток для бывшей сверхдержавы

Сергей Лузянин

Об авторе: Сергей Геннадьевич Лузянин - президент Фонда востоковедческих исследований, профессор МГИМО МИД РФ.

Тэги: ближний восток, сотрудничество


Россия последовательно меняет смысл и содержание понятия Большой Восток, в который входят 44 азиатских государства ближнего и дальнего зарубежья, поддерживающих с Москвой официальные контакты. Происходит «сжатие» восточного пространства, связанного с Россией. Принципиальное значение для Москвы имеют отношения с 9 государствами: Казахстаном, Индией, Китаем, Арменией, Ираном, Азербайджаном, Киргизией, Таджикистаном, Сирией. Одновременно просматривается и «второй» уровень российских приоритетов: Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Ирак, Израиль, Турция, Южная Корея, Япония, Вьетнам, Монголия, Индонезия. В каждом случае есть свои причины изменений тактики Москвы по отношению к тем или иным странам. Например, Япония специально выведена из первой группы на «периферию» российской восточной политики в силу участившихся в последнее время в Токио радикальных интерпретаций территориальных вопросов. Причем со стороны Японии пока не видно и практических шагов по поддержке нефтепровода Тайшет–Перевозная, за который Россия заплатила большую политическую цену. Сирия и Азербайджан, наоборот, «переведены» Москвой в приоритетную группу. Причина в сохранении Башаром Асадом и Ильхамом Алиевым, несмотря на пресс Запада, энергетических маршрутных и иных нестыковок, преемственности лояльных России курсов, проложенных в свое время их отцами. К тому же для России это важные «окна влияния» на Каспии и Ближнем Востоке. Особенно Сирия – то немногое, что осталось от советского наследия в этом регионе.

Возникает закономерный вопрос: какие приоритеты лежат в основе большой восточной политики России кроме известных директив и официальных доктрин, рожденных в администрации президента и реализуемых в ведомстве Сергея Лаврова? Понятно, что мы наблюдаем только верхушку «айсберга», основная часть – механизм формирования – «под водой». Возможно, что есть четыре момента, влияющих на эти приоритеты.

Во-первых, процесс «собирания» сибирских субъектов. Известно, что успех или неуспех дальневосточной российской политики (Китай, Южная Корея, Япония, АСЕАН) напрямую связан с процветанием, стагнацией или кризисом сибирских территорий за Уралом. Этот банальный вывод из года в год делает Байкальский экономический форум в Иркутске. Другая известная аксиома – азиатские инвестиции смогут прийти только в процветающие и стабильные российские субъекты. Приморье, Хабаровский край, Забайкалье и Иркутская область, к сожалению, к таковым не относятся. Важным представляется укрупнение земель в рамках Красноярского края. Модель, которую создает Александр Хлопонин, может стать не только барьером на пути азиатской экспансии, но и вариантом качественного усиления российской дальневосточной политики за счет взаимовыгодного сотрудничества со странами АТР.

Во-вторых, проблема эволюции российского лоббизма, связанного с Востоком. В эпоху Бориса Ельцина доминировали энергетические компании, которые сегодня либо не существуют в прежнем виде (ЮКОС), либо структурированы и изменили свои приоритеты. Ограничены и ресурсы влияния российского ВПК. На китайско-индийских направлениях российский ВПК, похоже, уже использовал свой основной ресурс. Учитывая, что в ближайшее время будет снято европейское эмбарго на поставки вооружений в Китай и обострится конкуренция на китайском рынке вооружений, результаты лоббистской деятельности ВПК на данном направлении будут, видимо, незначительны.

Устойчивый рост цен на нефть, государственный и «полугосударственный» статус большинства энергетических компаний делают ТЭК основным лоббистом восточной политики. Однако сегодня данные компании в первую очередь заинтересованы в развитии действующих западных маршрутов транспортировок энергоносителей. Что касается дальневосточных, то перспективы их реализации пока не ясны. Относительно новым является интерес ряда российских структур к южным маршрутам и источникам нефти, газа, электроэнергии: Иран, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан. Однако и здесь многое остается на стадии проектов.

В-третьих, субъективные ощущения президента Владимира Путина Запада и Востока. Рискнем предположить, но, возможно, президент РФ по внутреннему настрою более открыт Западу, чем Востоку. Он долгое время работал там, хорошо знает, чего можно, а чего нельзя ждать от Европы. Видимо, он психологически «ближе» к западным лидерам – Герхарду Шрёдеру, Джорджу Бушу и другим, чем, например, к восточным – Ху Цзиньтао, Дзюнъитиро Коидзуми или Мохаммаду Хатами. Это не означает, что он, таким образом, инициирует прозападный курс, популярный в России в начале 90-х годов. Официально Россия, как евразийская держава, заявляет о равной приоритетности западных и восточных направлений. Однако не исключено, что эти психологические нюансы улавливаются окружением президента и иногда осторожно трансформируются в те или иные дипломатические ходы либо расстановку акцентов во внешней политике.

В-четвертых, постепенное размывание понятий «дальнее» и «ближнее» зарубежье для России. В связи с кризисом СНГ и другими процессами в будущем не исключена трансформация ближнего зарубежья, куда смогут войти все географически сопредельные – восточные и западные – страны. В таком случае термин будет носить более формальный характер. В нем будет отсутствовать жесткая идеологическая, постсоветская «привязка», и теоретически в него могут войти все сопредельные страны – от Белоруссии до Японии.

Проблема соотношения западных и восточных приоритетов в российской внешней политике может неожиданно возникнуть на грядущих московских саммитах стран СНГ и Россия–ЕС. Общий лейтмотив первого – сохранить в нынешнем виде структуру, найти новые ресурсы, которых, по всей видимости, почти не осталось. Возможно, что скрытая российская идея саммита с ЕС, кроме принятия официальных деклараций о «четырех пространствах» российско-европейской интеграции, – это попытка сделать саммит «немного» антиукраинским, показав Киеву, с кем действительно хочет дружить и интегрироваться Европа. С другой стороны, на усиление восточных направлений будут работать июньская встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии во Владивостоке и саммит глав государств ШОС, который пройдет 4–5 июля в Астане.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
642
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
562
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
674
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости