0
896
Газета Политика Интернет-версия

16.03.2006 00:00:00

Демократического прорыва в Белоруссии не будет

Хайнц Тиммерманн

Об авторе: Доктор Хайнц Тиммерманн - эксперт Германского института по международным делам и вопросам безопасности (SWP).

Тэги: белоруссия, ес, лукашенко


Полет из Берлина в Минск длится немногим более часа. Географическая близость является далеко не единственной, хотя и важной причиной большой заинтересованности Германии в том, чтобы самоизоляция Белоруссии была преодолена и эта страна в качестве равноправного партнера включилась в семью демократически ориентированных европейских народов.

В заключенном в ноябре 2005 года коалиционном договоре, заложившем основу «большой коалиции» социал-демократов и консерваторов, четко сказано: «Вместе с нашими партнерами по ЕС мы выступаем за укрепление демократии, обеспечение гражданских прав и соблюдение прав человека в Белоруссии». В этом контексте федеральный канцлер Ангела Меркель и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер приняли лидера белорусской оппозиции Милинкевича и выразили ему свою солидарность, особо подчеркнув при этом, что Германия заинтересована в хороших отношениях Белоруссии с Россией.

Таковы обстоятельства, на фоне которых в Германии с тревогой ожидают президентских выборов в Белоруссии. Уже в ходе референдума и парламентских выборов 2004 года режим Лукашенко посредством манипуляций и селективных репрессий лишил оппозицию каких-либо шансов: все 110 депутатских мандатов получили сторонники режима. Успех манипуляций и репрессий обеспечивается созданием властной вертикали, которая ведет к приватизации государственной власти и имеет целью в условиях имитации демократии любой ценой сохранить за нынешним президентом его полномочия.

Это может быть достигнуто, во-первых, в результате осуществления политтехнологических манипуляций и фальсификаций в ходе подготовки и проведения выборов. Так, избирательные комиссии всех уровней, от общенационального до местного, фактически находятся под контролем режима, так что они обеспечат желаемые результаты. Из почти 7000 членов участковых комиссий сегодня только два представляют оппозицию!

Имеет ли какой-либо смысл в таких условиях направлять многочисленную миссию ОБСЕ для наблюдения за выборами? Я думаю, да. Конечно, невозможно будет предотвратить массовые манипуляции в ходе выборов и подсчета голосов. Но в то же время миссия ОБСЕ будет важным сигналом солидарности для оппозиции и населения, свидетельствующим, что страна не забыта и в случае политических перемен может рассчитывать на поддержку и сближение с демократической Европой.

Если отвлечься от техно-политических манипуляций в ходе выборов, то современная социально-экономическая ситуация в Белоруссии, несомненно, способствует относительной популярности Лукашенко. По заслуживающим доверия результатам опросов 19 марта он получил бы в случае проведения свободных, честных и транспарентных выборов около 50% голосов. При этом не учитываются, однако, важные аспекты.

Во-первых, экономический рост обеспечивают прежде всего внешние факторы, в особенности поставки энергоносителей из России по льготным ценам, часть которых Белоруссия в форме продуктов нефтехимической промышленности поставляет затем в страны ЕС уже по мировым ценам. Экономической модернизации внутри страны практически не происходит, так что белорусская промышленность в случае подорожания российской энергии окажется неконкурентоспособной и в результате будут утрачены важные инструменты социальных дотаций и стабилизации.

С другой стороны, жестко авторитарный популистски окрашенный курс на социально-экономическую стабильность встроен в политику «репрессивной терпимости». Альтернативное мышление и поведение при этом допускаются – но лишь до тех пор, пока это не ведет к формированию независимого общественного мнения и оппозиционного потенциала и не подрывает властную основу режима Лукашенко. Однако сегодня, после перемен в Грузии, на Украине и в Киргизии, происходит именно это – во всяком случае, в восприятии президента.

К сферам, в которых перед выборами все более ужесточаются меры, относятся жесткое ограничение возможности высказываться для политической оппозиции, а также преследования со стороны зависимых от режима правоохранительных органов и правосудия; нивелировка и инструментализация профсоюзов и молодежных организаций, разгром немногих оставшихся независимых органов печати на национальном и региональном уровне; угрозы в адрес неправительственных организаций, наложение на них взысканий и запрещение их; создание обязательной «белорусской государственной идеологии» для защиты от вируса революции; издание сознательно нечетко сформулированных законов, которые грозят лишением свободы до двух лет всем тем, кто, по мнению режима, наносит ущерб международному престижу Белоруссии.

Теории внешнего заговора и фобии враждебного окружения перед угрозой «импорта революции» извне, в контексте которых Лукашенко время от времени упоминает и Россию, дополняют картину режима репрессий внутри страны и самоизоляции вовне.

Таким образом, и в этом году 19 марта Лукашенко сможет собрать урожай около 80% голосов, в то время как кандидатам от оппозиции оставят предположительно примерно 10% (Милинкевич) и 3% (Козулин). Однако в отличие от Украины это (пока) не приведет к демократическому прорыву. Против этого говорит мощь отлаженных механизмов подавления, решимость режима в случае необходимости применить насилие, социально-экономическая стабильность (кажущаяся), структурная слабость оппозиции и отсутствие харизматического лидера во главе ее.

На руку режиму играет и прямая или косвенная поддержка со стороны России, например, демонстративные визиты таких ведущих политиков, как премьер-министр Михаил Фрадков и мэр Москвы Юрий Лужков незадолго до выборов.

Европейский союз надеется на эволюционные перемены, в результате которых Белоруссия взяла бы на себя роль моста между Россией и ЕС и была бы открыта и на восток, и на запад. Режим произвола Лукашенко противодействует сотрудничеству и взаимодействию и тем самым создает препятствие для реализации поставленной Москвой и Брюсселем цели формирования четырех «совместных общеевропейских пространств». С учетом возможного в среднесрочной перспективе демократического прорыва, потенциал которого накапливается и в Белоруссии, режим Лукашенко может создать проблемы для партнерства России и ЕС.

Продолжение темы см. в материале "В Минске запаслись сценарием кровопролития"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2178
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4922
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2704
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3107

Другие новости