0
1091
Газета Политика Интернет-версия

26.04.2006 00:00:00

Научиться не оглядываться назад

Эрджан Мурат

Об авторе: Эрджан Мурат - и.о. Постоянного координатора системы ООН и Постоянного представителя Программы развития ООН в РФ.

Тэги: чернобыль, информированность, аэс


Вопрос, который мне часто приходится слышать, – «Есть ли надежда у жителей Чернобыльской зоны?». Надежда не повернуть время вспять и вернуться в спокойные 80-е годы, а провести черту между последними безысходными двадцатью годами после аварии и как бы начать жить снова. Для тех, кто действительно хочет, такой шанс, безусловно, есть, и ООН готова таким людям помочь.

5 сентября 2005 года был обнародован результат исследования более сотни ученых о последствиях чернобыльской катастрофы 1986 года. По заказу восьми агентств ООН, среди которых такие известные, как МАГАТЭ, ВОЗ и ПРООН, эксперты в области медицины, социологии и экологии собирали, проверяли и анализировали данные о том, что произошло на загрязненных радиоактивными осадками территориях, как это страшное событие отразилось на здоровье и жизни людей.

Для тех, кто имеет хоть какое-нибудь отношение к Чернобылю, полной неожиданностью оказались опубликованные в итоговом докладе цифры: по официальной статистике, «лишь» около 4000 смертей медики напрямую связывают с облучением, полученным работниками станции, так называемыми ликвидаторами и местными жителями. Приведенная цифра, разделенная на почти 20 лет, дает около 200 человек в год, что по сравнению, например, с ежегодной статистикой гибели от ДТП (по разным источникам – 30–35 тыс. человек) кажется нереально малым.

ООН попытались обвинить в намеренном занижении числа пострадавших, в том числе якобы для того, чтобы у правительств было научное обоснование сократить помощь Чернобыльским регионам.

Мне бы не хотелось сейчас обсуждать медицинские последствия чернобыльской аварии и их отражение в отчете Чернобыльского форума. Оставим эту дискуссию для медиков, однако хотелось бы здесь отметить еще раз, что нет оснований не верить независимым экспертам, и мне показались убедительными аргументы о том, что в медицинской практике крайне сложно установить со стопроцентной вероятностью зависимость заболеваний от воздействия облучения.

В этом мне видится и основная причина разногласий: 4000 смертей произошли в результате облучения людей во время и после аварии, и это доказано. В остальных случаях могли быть другие сильнодействующие факторы, связанные, например, с крайне низким уровнем жизни, злоупотреблением алкоголем и табаком. И отделить один воздействующий фактор от других просто невозможно. Ученые осторожны в своих выводах, и это, напротив, внушает мне больше доверия, чем крайне эмоциальные и не основанные на достоверных научных фактах оценки.

Каждая отдельная судьба, сломанная или лишь задетая в тот страшный апрельский день 20 лет назад, должна быть рассмотрена отдельно, с состраданием и заботливостью, на какую только способны люди. И дело не в цифрах, полученных с той или иной степенью достоверности, вокруг которых разгораются все споры, а в людях, которые или получили необходимую помощь и поддержку, или оставлены сами разбираться со своим горем.

За двадцать лет выросло новое поколение, и эти молодые люди, так же как и их родители, чаще всего чувствуют себя обманутыми жертвами, брошенными государством и благотворителями, обреченными на болезни и угасание. Именно такое отношение к себе и своей земле, на мой взгляд, необходимо изменить. И роль ООН, очевидно, не должна сводиться к гуманитарным акциям прошлых лет – сейчас важно перенастроить людей на более активную позицию в отношении собственной жизни.

Еще в 2002 году ООН выпустила отчет «Стратегия реабилитации», посвященный возможным путям возрождения территорий, пострадавших от Чернобыля. Четыре года назад эксперты рекомендовали обратить внимание на возможности местного экономического развития не только за счет федерального бюджета, на который в основном и делалась ставка все прошедшие с момента аварии годы и который, как скоро выяснилось, не в состоянии покрыть потребности пострадавших от катастрофы людей.

В качестве альтернативной стратегии возрождения предлагалось в том числе и развитие местного малого предпринимательства. И нашлось немало людей, которые не хотели просто сидеть и ждать помощи от властей, которые не опустили руки и были готовы этими своими руками делать свою судьбу. Не хватало «малого» – стартового капитала, а также навыков бухгалтерского учета, минимума юридических знаний и возможности получить квалифицированную консультацию.

Все это и было заложено в проект Программы развития ООН, который начался в прошлом году на территории Брянской области России. А в начале этого года фонд поддержки малого и среднего бизнеса уже начал выдавать первые кредиты. При этом будущие предприниматели могут получить бесплатные консультации и пройти начальное обучение по ведению дел.

Такие примеры все больше наводят на мысль о том, что психологические и социальные последствия чернобыльской катастрофы имеют более широкий характер, чем собственно медицинские.

Заменить «разруху в головах» на генерацию новых идей, способных вывести из затянувшейся депрессии людей, их семьи и целые поселения, – такова в общих чертах стратегия ООН в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Важно показать реальный путь возрождения, научить и помочь, а дальше, я убежден, многие и многие люди смогут сами наладить нормальную жизнь. И здесь не последнюю роль играет информация, которая доступна и понятна людям и которой они могут доверять.

Чтобы проблему информированности (а точнее, неинформированности) населения начать как-то наконец решать, ООН провела в течение последних двух лет опросы населения в пораженных радиацией областях Украины, Белоруссии и России: что тревожит людей больше всего, какой информации им не хватает, но они хотели бы ее иметь, каким источникам информации доверяют, а каким – нет и т.д. Ученые, медики, социологи, социальные психологи и экологи из разных стран в рамках этой инициативы договорились обмениваться результатами и доносить их до населения, причем в максимально доступной и объективной форме через источники, которым оказано наибольшее доверие.

Как выяснилось, больше всего доверия люди испытывают к неправительственным организациям, затем идут санитарные службы, проводящие мониторинг состояния почвы, воды и воздуха, а ученые в этом ряду занимают лишь четвертое место. Это означает, что быстрее всего донести научную информацию до населения можно через профессиональные неправительственные организации.

Продолжение темы═см. Здравствуй, сталкер!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2088
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4784
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2621
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3017

Другие новости