0
882
Газета Политика Интернет-версия

15.05.2007 00:00:00

Второе издание «Карибского кризиса»?

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: про, сша, россия, европа


От того, какой возобладает подход – политический или военно-технический – относительно намерения Соединенных Штатов развернуть свою противоракетную оборону в Центральной Европе, долгое время будет зависеть стратегическая обстановка в регионе.

Проблема размещения элементов ПРО США в Европе вызвала не только очередное обострение отношений между Вашингтоном и Москвой, но и возбудила острую полемику в Европе. План администрации Джорджа Буша – проектируемые база противоракет в Польше и соответствующий радар в Чешской Республике – вызвал даже расхождения между трансатлантическими союзниками. Так, глава МИД Норвегии Йонас Гар Стёре, например, в период заседания Совета Россия–НАТО в Осло в конце апреля с.г. выразил опасение, что этот проект может привести к опасной гонке вооружений на континенте.

Причины новых противоречий кроются в различии стратегического мышления затронутых сторон и особенностях их видения геополитических последствий не самых отдаленных перспектив.

С самого начала власти США указывали главным образом на технологический аспект причин запланированного размещения своей системы, направленной против ракетных ударов со стороны режимов «стран-изгоев», то есть вне широкого политического контекста. Однако даже с военно-технической точки зрения для россиян и большинства европейцев эта сторона представлялась просто смехотворной, тогда как политическое значение размещения элементов ПРО подрывало двустороннее доверие и наносило прямой ущерб европейской стабильности и безопасности.

Буш начал разворачивать желанную систему в третьем европейском позиционном районе (первые два находятся в Калифорнии и на Аляске) из внутриполитических соображений еще до завершения испытаний, в основном в ответ на критику своих оппонентов. Белый дом хотел бы продемонстрировать особые отношения с государствами новой Европы. Пренебрежение нынешним руководством Соединенных Штатов внешними политическими обоснованиями и психологическими мотивами своих действий строилось на предположении, что Москва в конце концов согласится на размещение элементов ПРО, а власти в Европе и общественное мнение в Польше и Чехии поддержат любое решение своих правительств.

Нервозная реакция высшего руководства России поначалу также носила в основном военно-технический и «реактивный» характер. Раздавались запугивания «адекватными ответными мерами»: односторонним выходом из ДРСМД и ДОВСЕ, возвратом к ОТР-23 – «Ока» и т.д. Только когда пик эмоций пошел на убыль, Кремль поставил фундаментальные вопросы: о глобальной и региональной безопасности, об издержках и преимуществах размещения для двусторонних отношений. Это позволило, как известно, скептикам и противникам военных шагов добиться согласованного решения о проведении в сентябре с.г. российско-американской встречи по формуле «два плюс два», в которой примут участие министры иностранных дел и министры обороны двух стран. В последнее время высокие заокеанские эмиссары зачастили в Москву.

В такой накаленной обстановке у Москвы оказались свои дипломатические козыри. Германия не хочет нового охлаждения политического климата в Европе. Да и страны ЦВЕ вряд ли будут автоматически поддерживать любые операции Пентагона. В Праге и даже Варшаве намного тщательнее стали продумывать возможные последствия своего курса в отношении России. К тому же при соответствующей ресурсной поддержке, как показал опыт, Кремлю удается подчас быть достаточно убедительным, побуждая прислушиваться к своим аргументам как проамерикански настроенных политиков, так и широкую общественность в соседних странах. Верные сторонники Вашингтона рационально думают, что система ПРО не будет защищать, например, именно Польшу. Они сейчас калькулируют, что можно получить взамен за эту услугу дяде Сэму – безвизовый режим, ЗУРО «Пэтриот», денежные вливания, другие преференции etc. Прежние доводы – «то, что хорошо Америке, хорошо для нас» – уже не срабатывают.

Если в США и России одержат верх в предстоящей дипломатической схватке те, кто воспринимает проблему противоракетной обороны в Европе только узко-технологически, то новый раунд гонки вооружений и «малой» холодной войны неизбежен. Если же стороны направят усилия на решение существенных политических вопросов своих связей, которые являются причиной нынешнего дипломатического клинча, то Европа и мир смогут избежать очередной напасти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2290
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5099
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2812
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3243

Другие новости