0
1209
Газета Политика Интернет-версия

20.07.2007 00:00:00

Отдать под суд системный кризис

Юрий Скуратов

Об авторе: Юрий Ильич Скуратов - президент фонда "Правовые технологии XXI века", генеральный прокурор РФ в 1995-2000 годах.

Тэги: страсбургский суд, зорькин, верховный суд


Власти предержащие в России озаботились все возрастающим потоком обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин выступил с инициативой поднять эффективность надзорной системы российского правосудия с тем, чтобы судебные ошибки исправлялись не в Страсбурге, а в пределах России. А Верховный суд РФ уже заявил о создании рабочей группы, которая займется разработкой соответствующего законопроекта. И понятно почему. Ведь это не только вопрос престижа страны в Европе. С материально-финансовой стороны стало накладно постоянно проигрывать эти дела в ЕС. Поэтому нашлись умные люди, к числу которых принадлежит, безусловно, и Валерий Дмитриевич Зорькин, и стали искать выход из ситуации.

В чем суть инициативы Зорькина? Дело в том, что в Конституции РФ записано, что обращение в ЕС возможно лишь тогда, когда исчерпаны все ресурсы защиты прав человека и гражданина, предусмотренные национальным законодательством. Нашими законами предусмотрена так называемая надзорная форма исправления судебных ошибок, когда вслед за кассацией вступает институт вышестоящей судебной инстанции, в которой теоретически могут исправить эти ошибки. Но вся беда в том, что само обращение гражданина, сама жалоба не является тем спусковым механизмом, когда эта надзорная инстанция включается в дело. Включать ее или не включать, решают судебные чиновники. К примеру, один судья, изучив жалобу, определяет, истребовать дело или в этом нет нужды, потом заключение дают уже трое профессиональных судей, потом оно истребуется и т.д. и т.п. Все полностью отдано на свободное усмотрение чиновников, которые всегда очень заняты, кроме того, им нужно и на рыбалку, и на охоту. Поэтому совершенно справедливо ЕС не признал российскую надзорную инстанцию – а это значительная часть нашей судебной системы – в качестве одного из средств защиты прав человека, предусмотренных национальным законодательством.

Зорькин же, будучи человеком действительно умным, предлагает: давайте посмотрим, почему у нас столь неэффективен целый «этаж» судебного надзора. Давайте внесем ряд изменений с тем, чтобы надзорная инстанция была реформирована в соответствии с рекомендациями ЕС. Идея здравая. Но примечательно то, как эту идею встретили коллеги Зорькина по судейскому цеху. Они начали его за это и ругать, и критиковать, а некоторые даже поливать грязью. Мое же мнение таково: несмотря на здравый смысл, в ходе реализации эта идея окажется полумерой и не приведет к кардинальному уменьшению потока обращений российских граждан в ЕС.

Почему? Потому что болезнь намного глубже, и реформированием одной только надзорной системы конечной цели не достичь. Дело в том, что, во-первых, не изжиты массовое хамство и бюрократические извращения в системе исполнительной власти, которая наплевательски относится к правам человека и гражданина. Предложение о принятии закона об административных процедурах, которые бы защищали права граждан во взаимоотношениях с чиновниками, было утоплено, и такого закона до сих пор нет. Административная реформа идет, фактически не затрагивая этого пласта проблем.

Второй порог, о который непременно споткнется реализация идеи, – телефонное право. К сожалению, многие вопросы в России решаются по-прежнему по звонку, и судебная система не только не стала лучше по сравнению с советскими временами, она в этой части просто деградировала. Для нее зависимость от исполнительной власти стала уже притчей во языцех.

Третья причина – коррумпированность судей. Иностранные инвесторы хорошо знают, кому и сколько нужно заплатить, чтобы получить в российских судах нужное решение. А коррумпированность суда напрямую сказывается и будет сказываться и на интересах обычного россиянина в отстаивании им своих прав.

И, наконец, над российским правосудием тяготеют старые традиции – как более давние, так и тоталитарные, когда суд являлся винтиком в общем механизме государства, стоял на страже интересов государства, а не закона, а не прав граждан. Поэтому сводить все только к совершенствованию законодательства, к оптимизации надзорной инстанции означает закрывать глаза на общий кризис. А его не преодолеть путем реформирования только надзорного «этажа» нашей судебной системы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1526
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3926
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2181
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2459

Другие новости