0
2139
Газета Политика Интернет-версия

24.10.2007 00:00:00

Эхо равеннского скандала

Епископ Иларион

Об авторе: Иларион (Алфеев) - епископ Венский и Австрийский, представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях, глава делегации РПЦ в Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу.

Тэги: равенна, православный, католик


Сессия Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне (9–15 октября 2007 г.) ознаменовала собой не столько шаг на пути к сближению между православными и католиками, сколько новый виток в противостоянии между двумя Православными Патриархатами – Константинопольским и Московским. В конце прошлой недели представитель Константинополя, православный сопредседатель Комиссии митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) в интервью агентству AsiaNews фактически обвинил Московский Патриархат в попытке сорвать диалог.

С 1980 года, когда начался православно-католический диалог в рамках Смешанной комиссии, состав Православных Церквей, входивших в нее, не подвергался изменениям. Неожиданно в этом году Константинополь в одностороннем порядке пригласил на заседание представителей так называемой Эстонской Апостольской Церкви. Это означало сделать невозможным участие в диалоге делегатов Русской Православной Церкви (РПЦ). Налицо – сознательно спланированная ситуация.

Кому было выгодно отсутствие делегации из Москвы? Ответ на этот вопрос дает документ, принятый по итогам Равеннской встречи. В нем говорится, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв Вселенского Собора в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать Соборы, когда возникали серьезные кризисы. В этих Cоборах участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и соответственно, хотя это и понималось по-другому, епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».

Это противоречит как историческим фактам, так и самопониманию Православных Церквей. В православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных церквей стало «общение с Римским престолом». Модель устройства Православной Церкви принципиальным образом отличается от римско-католической модели.

В середине XV века, после того, как Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, Русская Церковь де-факто приостановила общение с Константинополем, но продолжала находиться в общении с другими Поместными Церквами. В XIX веке Элладская и Болгарская Церкви в течение нескольких десятилетий находились вне общения с Константинополем. Разве при этом они перестали быть Православными Церквами? Конечно, нет.

Обо всем этом я говорил уже на заседании Смешанной комиссии в Белграде в сентябре 2006 года. Реакция митрополита Иоанна (Зизиуласа) была крайне резкой. Напряженная дискуссия продолжалась в течение нескольких часов, и в итоге Комиссия поручила редакционному комитету выработать компромиссную формулировку.

Такая формулировка была выработана в феврале 2007 года. Упоминание об «общении с Константинопольским престолом» из текста исчезло. Новая формулировка вполне устраивала бы Московский Патриархат, но не устроила Константинополь. И на заседании Комиссии в Равенне, в отсутствие делегации РПЦ, версия редакционного комитета была отвергнута, а текст, против которого мы выступали, был вновь включен в итоговый документ.

Таковы факты, все остальное – вопрос интерпретации. Совершенно очевидно, что Константинополь заинтересован в расширении православного понимания первенства во Вселенской Церкви. «Первенство чести», закрепленное за Константинополем после 1054 года, таких его представителей, как митрополит Иоанн, больше не устраивает. А для того, чтобы превратить «первенство чести» в реальную власть, положение о первенстве следует переформулировать по образцу папского примата в Римско-Католической Церкви. Пока представители Московского Патриархата будут продолжать участвовать в диалоге, добиться этого невозможно. Без них это будет сделать гораздо легче.

Католики в данной ситуации заняли позицию стороннего наблюдателя: это, мол, внутреннее дело православных, кого приглашать на заседания. Однако в итоге в диалоге не приняли участие представители самой крупной Православной Церкви, по числу верующих превосходящей все остальные Поместные Церкви, вместе взятые. Кстати, в Равенне не были представлены ни Православная Церковь в Америке (1 млн. верующих), ни Японская Автономная Православная Церковь. Почему? Потому что Константинополь не признает их канонический статус!

Речь идет не просто о выходе из диалога одной из 15 Православных Церквей (одной больше – одной меньше, диалог все равно продолжается). Речь идет о серьезной реконфигурации диалога, ставящей под сомнение его легитимность. Думаю, это должно стать предметом серьезной озабоченности не только православных, но и католиков. Позиция стороннего наблюдателя здесь вряд ли уместна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1463
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3774
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2120
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2389

Другие новости