0
819
Газета Политика Интернет-версия

11.12.2007 00:00:00

Как соблюсти стандарты, которых нет

Тэги: выборы, нарушения, обсе, бдипч


Всю прошлую неделю в Кремле принимали поздравительные звонки и телеграммы. С убедительной победой на выборах 2 декабря Владимира Путина поздравили главы европейских государств, стран СНГ и руководители международных организаций. Тема российских выборов стала одной из главных и для западной прессы.

Удивительно, но общая тональность высказываний – крайне доброжелательная. Коллеги из независимых изданий не стали повторять тезисы чиновников ОБСЕ и БДИПЧ о «несвободе» наших выборов.

Выступившая с критикой российских выборов часть международных функционеров за неделю так и не смогла предъявить ни одного серьезного доказательства своих обвинений.

Более того, европейские межгосударственные структуры попали под огонь критики своей прессы и выступивших в ней аналитиков. В частности, за то, что «евробюрократы» изначально были настроены негативно по отношению к российским выборам. Именно как отработку «обязательной программы» западные коллеги оценивают отказ наблюдателей БДИПЧ и ОБСЕ приехать в Россию 2 декабря. «Они (чиновники ОБСЕ. – В.Б.) были запрограммированы на неуспех выборов в России», – пишет Le Parisien. И, в противовес «критическому» мнению не присутствовавших на выборах чиновников приводит слова наблюдавшего за их ходом в Москве депутата французского парламента Тьерри Мариани, который утверждает, что выборы в России прошли честно: «┘если оставить за кадром политические перипетии, большинство россиян хотят, чтобы Путин сохранил бразды правления, – говорит депутат. – Его победа отражает настроения российского общества, которое очень довольно тем, как развивалась страна. Путин вернул россиянам чувство гордости за страну. Почему они должны быть недовольны?»

А американское издание CounterPunch вышло 7 декабря со статьей «За что Комитет по международным отношениям ненавидит Путина? За что Journal Мердока любит Каспарова?», в которой объясняется, почему выборы 2 декабря и впечатляющая победа на них Владимира Путина стали поводом для очередных нападок на нашу страну со стороны некоторых американских политиков: «Россия вновь стала одной из главных мировых держав... Ее звезда постепенно поднимается, в то время как звезда Америки клонится к закату. Возможно, этим и объясняется неприязнь Запада к нему (к Владимиру Путину. – В.Б.). Фрейд, вероятно, назвал бы это нефтяной завистью, однако все гораздо глубже».

В целом западные коллеги называют выборы в России демократичными, а методы их дискредитации со стороны европейских чиновников – стандартными.

Чего стоит только история со сфабрикованной видеозаписью якобы «вброса» бюллетеней на избирательном участке № 730 в московской школе № 240. Ее поспешили продемонстрировать на своей пресс-конференции уже ставшие «молочными братьями» Гарри Каспаров и Эдуард Лимонов. Однако сенсации не получилось: выяснилось, что член избирательной комиссии просто помещала в урну бюллетени из переносной урны, причем делала она это под присмотром наблюдателей.

Стандартен и другой прием: видеть соринку в глазах врагов, но не замечать бревна в глазах друзей. Общеизвестен факт, что КПРФ получила более 30 официальных предупреждений от ЦИКа за незаконные методы ведения агитации и другие нарушения. Но в лидеры по количеству и, если так можно выразиться, качеству нарушений явно выбился СПС. Однако всего этого европейские чиновники «не замечают», предпочитая выдвигать бездоказательные обвинения в адрес победителей.

Так же за скобками сейчас предпочитают оставить и все предсказания о том, как власть будет «продавливать» выборы. Сколько было разговоров о том, что отмена графы «против всех» «убьет явку»? И именно поэтому ее нижний порог и отменили. А на избирательные участки пришли 63% избирателей – больше, чем в любые предыдущие выборы за последние 8 лет. Говорили о несправедливо высоком 7-процентном барьере, который остановит неугодные власти партии. А ближайшие конкуренты победителей не набрали не то что 5, но даже 3%. И в конце концов больше всего было шума о законе об экстремизме. Когда его принимали, радикальная оппозиция, да и сами еврочиновники утверждали, что именно с помощью этого закона власть будет реализовывать свой административный ресурс в ходе выборов. В итоге же закон об экстремизме за всю выборную кампанию (в самом широком ее понимании) не был применен ни разу ни к одному политику – не то, что партии.

Впрочем, справедливости ради надо заметить, что вопрос о политической культуре остается для нашей страны куда более открытым, чем для Запада. Сразу нескольким партиям и движениям выгодно, чтобы волна негативных эмоций вокруг прошедших выборов не улеглась как можно дольше. Торгуясь за качество своего поражения – что, вообще-то, некрасиво само по себе, – проигравшие партии на самом деле решают довольно банальные финансовые вопросы. Например, КПРФ явно не сможет обеспечить депутатскими местами всех спонсоров партии. Скандал с пересчетом голосов здесь явно является просто «операцией прикрытия» для заплативших, но оставшихся без мандатов: мол, это не мы вас не делаем депутатами, а власть вас не пустила в парламент, «передернув карты».

Но коммунисты хоть прошли в Думу. Гораздо хуже дела у СПС, которому придется возвращать деньги за использованное бесплатное эфирное время и газетные площади. По закону, это обязаны сделать все партии, не набравшие на выборах 3% голосов. Так что уход в «радикальную оппозицию» СПС можно рассматривать и с этой точки зрения. Если бы не участие в маршах несогласных, Борису Надеждину сейчас куда сложнее было бы объявлять, что СПС «этому государству» никаких денег возвращать не будет. Цена вопроса не такая уж «смешная» – 70–80 млн┘

В общем, признание своего поражения как правыми, так и левыми – это уже вопрос не столько мужества, сколько политической культуры. Но российские выборы в очередной раз напомнили еще об одной, крайне серьезной международной проблеме: опять «совершенно неожиданно» выяснилось, что в мире по-прежнему не существует единых выборных стандартов. А те, что есть, например, не соблюдаются самими же европейскими чиновниками. Достаточно сказать, что в «Декларации принципов международного наблюдения за выборами», принятой ООН в 2005 году, прямо и недвусмысленно говорится: наблюдатели должны отслеживать законность процесса голосования, но не могут выступать с какими-либо политическими оценками его результатов – ни до, ни во время, ни после выборов. Европейские чиновники действовали ровно наоборот: именно по процедуре голосования России не было предъявлено ни одного серьезного обвинения, зато политических оценок выборов было озвучено в избытке.

Претензии международных наблюдателей к российским выборам мало чем отличаются от претензий к американским. Ответ на вопрос, какие международные нормы проведения выборов являются «истинно демократичными», не может получить не только наша страна. Любой юрист скажет, что выборы в США не соответствуют тем же европейским нормам настолько, что по обе стороны Атлантики впору говорить о принципиально разных подходах к выборному процессу.

Член Общественной палаты РФ, политолог Алексей Чадаев считает, что «с самого начала у нас были две предвыборные кампании. Первая – как конкуренция участвовавших в выборах партий. Вторая – как борьба за легитимацию выборов. То есть за то, чтобы эти – важнейшие в новой истории страны выборы – были признаны международным сообществом. Мы, россияне, выиграли обе кампании, – говорит Чадаев. – Первую – потому что объединились и сказали «да» курсу, которым идет страна. Вторую – потому что все люди в здравом уме во всем мире понимают, что выборы в России прошли честно. И именно неспособность предъявить России какие-то конкретные претензии вызывает раздражение некоторых политиков».

Кроме того, по мнению Алексея Чадаева, «пора ломать эту милую западную традицию, когда все выборы, проходящие западнее Бреста, считаются демократичными, а все, происходящие восточнее, – по определению нет. Во всяком случае, у еврочиновников нет абсолютно никакого права снисходительно хлопать нас по плечу».

О том, что эта психологическая «ломка» уже началась, писала на прошлой неделе та же американская CounterPunch: «Путин определил курс социальных перемен, который входит в явное противоречие с основными посылами неолиберализма, являющимися основополагающими принципами международной политики США. Он не принадлежит к корпоративно-банковскому братству, которое свято верит в то, что все богатства мира должны принадлежать им, невзирая на причиненные по ходу страдания и разрушения. Интересы Путина подчинены России┘»

«Россия больше не является легкой добычей, как это было после падения Советского Союза. Путин с этим покончил. Россия больше не продается», – делает далеко идущий вывод американское издание.

Иностранная пресса о выборах в России (переводы inosmi.ru и РИА Новости) l Pais, Испания

Результаты выборов показывают, что подавляющее большинство россиян высказалось за «Единую Россию» и за то, чтобы курс, намеченный президентом Путиным, продолжался, когда он уйдет с поста главы государства.

Le Figaro, Франция

Беспрецедентные итоги состоявшихся в воскресенье парламентских выборов нельзя объяснить одними лишь масштабными фальсификациями. Президент России олицетворяет для граждан страны возврат к порядку и вновь обретенный вес Москвы на международной арене.

The Guardian, Великобритания

От вчерашних парламентских выборов Владимир Путин получил то, что хотел – мощнейший личный мандат поддержки, позволяющий ему оставаться у руля. Его партия «Единая Россия» получила 70% мест в Думе, а если прибавить к этому голоса, поданные за другую пропрезидентскую партию – «Справедливую Россию», Путин, вероятно, может утверждать, что его поддержало более половины от общей численности граждан, имеющих право голоса.

Подобная политическая опора укрепляет легитимность Путина и расширяет его пространство для маневра накануне завершения второго президентского срока.

The American Chronicle, США

Некоторым г-н Путин может показаться авторитарным руководителем, однако нет никаких сомнений в том, что он искренне желает для России самого лучшего, стремится сделать так, чтобы страна осталась в руках настоящих российских патриотов, а не стала еще одним трофеем администрации Буша или одного из многочисленных «изгнанников», желающих закончить то, что они начинали делать до прихода Путина к власти.

После Второй мировой войны в мировой истории наступил относительно спокойный период, однако все может измениться, если баланс силы слишком далеко сместится в каком-то одном направлении. Пока Путин остается на мировой сцене, мы можем рассчитывать на сохранение хрупкого равновесия. Поэтому его успех – это победа не только для российского народа, но и для всего мира.

Al Khaleej, Саудовская Аравия

Запад много говорил и еще долго будет говорить о недемократичности Путина, о его произволе, невзирая на приверженность президента идее вернуть честь матушке-России, обеспечить ее расцвет и уважение со стороны остальных стран. Причина такого отношения – всем известные двойные стандарты Запада. Но самое главное заключается в следующем: Путин сумел вернуть русской нации веру в себя, на этот раз без помощи КГБ, который сделал его человеком, но используя оружие самого Запада – демократию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1470
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1043
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1260
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
806

Другие новости