0
815
Газета Политика Интернет-версия

15.05.2009 00:00:00

Формирование КС и стандарты демократии

Тэги: закон, суд, реформа


Президент России внес в Госдуму пакет законопроектов, касающихся реформы судебной системы. Ключевой из них предусматривает изменение порядка избрания председателя Конституционного суда (КС) РФ аналогично тому, что действует в развитых демократических странах.

По предложению Дмитрия Медведева председатель КС, а также его заместители должны не избираться самими судьями КС, как это происходит сейчас, а назначаться Советом Федерации по представлению президента. Законопроект предусматривает упразднение должности судьи-секретаря КС, зато вводит должность еще одного зампреда главного суда РФ. Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству единоросс Владимир Плигин, комментируя предложения президента, ссылается на мировой опыт.

«Единого общемирового стандарта формирования органов судебной власти не существует, однако практика утверждения в должности председателей Верховного или Конституционного судов законодательным органом власти по представлению высшего руководителя государства достаточно широко распространена».

«Например, в Австрии, Франции, Чехии, Словакии и ряде иных государств вопрос о руководителе органа конституционного правосудия решает глава государства, – продолжает Плигин. – В Польше председателя и вицe-прeдсeдатeля Кoнституциoннoгo трибунaлa назначает президент из числа кандидатов, представленных общим собранием его судей, в Испании председатель КС назначается королем».

Такой порядок, говорит Владимир Плигин, не ограничивается европейским континентом: «В США, где специальный орган конституционного правосудия отсутствует, функции конституционного контроля де-факто выполняются Верховным судом, состоящим из девяти судей, назначаемых президентом США по согласованию с Сенатом. Председатель Верховного суда также назначается президентом по согласованию с Сенатом. Судьи находятся в должности пожизненно, они могут уйти в отставку по достижении 75-летнего возраста», – сообщает глава думского комитета.

Известный адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена подтверждает: «Во многих европейских странах такая практика существует. Речь идет о представлении президентом кандидатуры на должность председателя Конституционного суда. Но последнее слово за Советом Федерации – по закону именно Совет Федерации будет назначать председателя КС и его заместителей. И в данном случае я не вижу оснований не доверять парламенту, не доверять Совету Федерации при назначении на должность председателя Конституционного суда того или иного кандидата», – заявил Анатолий Кучерена.

«Логика этого решения продиктована стремлением президента и законодателей иметь более стройную систему судебной власти», – считает президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Он тоже отмечает, что предложение российского президента находится в русле мировой практики.

«Предлагаемая система мне представляется почти идентичной американской, – говорит политолог. – Системы есть самые разные. Во Франции председателя Конституционного суда назначает президент. В Германии, наоборот, парламент. Но в любом случае, так или иначе формирование высшего эшелона судебной власти происходит с участием двух других ветвей власти. Собственно, это обеспечивает демократизм процедуры, как и подведение законодательных и конституционных норм в отношении этого», – считает Вячеслав Никонов.

В целом эксперты сходятся во мнении, что внесенный президентом Медведевым пакет судебных поправок – очередной и очень серьезный шаг к продолжению заявленной им в качестве одного из своих приоритетов реформы российской судебной системы.

Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что предложенный президентом принцип формирования Конституционного суда давно действует в отношении Верховного и Высшего арбитражного судов. Что дало основание вице-президенту Центра политической конъюнктуры России Виталию Иванову назвать поправки в закон о Конституционном суде «абсолютно логичными». «Председатель Арбитражного суда, председатель Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению президента, – говорит эксперт. – Конституционный суд – один из трех высших судов. Если два назначаются одним порядком, то логично, чтобы третий назначался этим же порядком», – уверен политолог.

Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников отмечает: «Процедуры назначения всех главных судей приводятся в единообразный вид». Что касается устранения должности судьи-секретаря КС и учреждения второй должности замглавы суда, то Крашенинников считает эту поправку логичной и обоснованной, поскольку сегодня секретарь КС «фактически выполняет функции заместителя председателя».

Председатель Госдумы Борис Грызлов, отмечая, что «предложенный президентом страны механизм соответствует мировой практике», выразил уверенность: «Внесение кандидатур президентом еще более повысит статус этих ответственных должностей». Спикер ГД также заявил, что парламентское большинство поддержит инициативы Дмитрия Медведева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
688
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
606
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
719
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
494

Другие новости