0
1676
Газета Политика Интернет-версия

17.08.2009 00:00:00

Государственный пиар: сделай сам

Наталья Лещенко

Об авторе: Наталья Лещенко - PhD, старший эксперт Института государственных идеологий (Лондон).

Тэги: южная осетия, абхазия, имидж


Правительства Южной Осетии и Абхазии сообщили, что наняли американское пиар-агентство, чтобы улучшить свой имидж на Западе. Решение донести миру знания о стране, по сути, правильное, но пиар-агентство задачу не решит.

Обе страны следуют моде, установившейся на пространствах СНГ. Устав от постоянной критики западных СМИ в свой адрес, правительства обращаются к западным маркетинговым и пиар-агентствам, чтобы те улучшили их имидж в западных странах. Предполагается, что пиар-компании обеспечат более сбалансированное освещение страны в СМИ путем продвижения дружественных ей материалов, а также будут советовать политическим лидерам, как преподать себя в более приемлемом и понятном для иностранных аудиторий свете. Иными словами, как высказался уполномоченный по правам человека в Южной Осетии Давид Санакоев, «донесут миру правду о нас».

Хотя многие пиар-агентства с удовольствием подписывают государственные контракты, результат их работы оказывается минимален. Так, российское правительство оплачивает услуги именитого американского агентства Ketchum, но российская позиция осталась неосвещенной во время прошлогоднего конфликта с Грузией и газового спора с Украиной в январе этого года – более того, имидж России как агрессивного, непредсказуемого государства только усилился. Другой пример: попытка белорусского правительства улучшить имидж страны в Европе через найм британского агентства Bell Pottinger свелась к подготовке элементарного инвестиционного гида, а белорусская оппозиция, действуя своими силами, легко обошла правительство по количеству публикаций в западной прессе, соответственно негативного характера. По сведениям, Белоруссия продлевать контракт с Bell Pottinger не будет.

Бессилие даже крупнейших пиар-агентств на ниве государственного пиара проистекает не из-за качества их работы – они вполне стараются на совесть, а из-за того, что сама модель их работы не соответствует потребностям государств. Пиар-агентства предназначены продавать продукт, выбирая одну его важную характеристику и направляя его на определенный сегмент аудитории, которую можно склонить к покупке. Максимум, что они могут сделать в отношении страны, – прорекламировать один какой-то ее аспект: например, природу или инвестиционный климат, для туристов или инвесторов. Государствам же требуется многостороннее освещение среди широких общественных масс – а пиар-агенты, будучи иностранцами и в большинстве своем маркетологами, не обладают достаточной экспертизой для понимания сути вопроса в каждой отдельной стране. Они работают по стандартным (обычно американским) коммерческим схемам. В итоге действия пиар-агентств оказываются отделены от реальных событий в правительстве и стране со всеми их особенностями и отличительными чертами: пиар отдельно, правительство отдельно. Оставить работу с западными аудиториями на пиар-агентства – все равно что доверить запуск космического корабля автомеханику.

Чтобы преодолеть негативное отношение к себе на Западе, непризнанным республикам, а также России, Белоруссии и иже с ними требуется не столько стандартная реклама, сколько эффективная коммуникация собственной позиции и знаний о стране на широкую западную аудиторию – не просто пиар, а скорее имиджевая дипломатия. Разница в том, что формулирование идей, задач, объяснение сути страны и ее отличия от других, разъяснение ее внешнеполитических решений в последней исходит от самих правительств, а не внешних агентов. Казалось бы, простая истина, но на деле ее пока применяет только президент Грузии – известно, с насколько положительным для своих целей эффектом. Грузия выиграла информационную войну в августе 2009-го не потому, что имела пиар-агентство, а потому, что с самого начала конфликта Михаил Саакашвили практически каждые полчаса был доступен в эфире для ведущих мировых телекомпаний. В то же время Дмитрий Медведев провел только четыре интервью, и только спустя неделю, когда мнение западной публики о России как виновнике конфликта уже прочно утвердилось. Интересно, что в Кремле выучили грузинский урок и недавно организовали при президентской администрации комиссию по улучшению имиджа России за рубежом – собственными силами.

На самом деле у непризнанных республик уже есть очень важное преимущество: они на слуху у мировой аудитории. Теперь им нужно грамотно наполнить свою известность новым содержанием. Требуемая стратегия проста: четко сформулировать идеи и образ для трансляции, привлечь собственных экспертов по западным странам, чтобы те указали наиболее доверяемые местной публикой каналы информации, и целенаправленно, своевременно и надежно работать с ними. Причем не ограничиваться СМИ, а работать в социальных интернет-сетях, привлекать местные знаменитости и даже рекламировать себя через популярные товарные марки. Пиар-агентства могут стать подспорьем в воплощении стратегии, но ее формулирование и имплементация должны исходить от самих правительств.

Полагаться на западные пиар-агентства в деле коммуникации «правды» о стране – значит готовить себя к разочарованию. Донести свою правду каждый может только сам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1824
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4419
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2758

Другие новости