0
1215
Газета Политика Интернет-версия

20.07.2011 00:00:00

Российская власть в поисках политической формы

Борис Межуев

Об авторе: Борис Вадимович Межуев - научный директор Фонда поддержки гражданских инициатив "Стратегия-2020".

Тэги: россия, политика


Группа либеральных интеллигентов, включая Мариэтту Чудакову, Дмитрия Орешкина и Сергея Филатова, выступила с коллективным обращением, в котором призвала поддержать действующего президента в противовес его коллеге по тандему: «Персональная власть нынешнего премьера усилилась необычайно, став властью коллективного Путина. Количество чиновников удвоилось. Коррупция поднялась на порядок. Криминал сросся с силовиками и проник в правоохранительные органы. Государственный аппарат чувствует себя замечательно, чего не скажешь о населении».

Далее в документе все течет весьма традиционно для либеральной критики действующего режима: бичуются централизация власти, свертывание экономической и политической конкуренции, паралич судебной системы и т.д. В качестве альтернативы выделяются инициативы Дмитрия Медведева по смягчению уголовного законодательства, его призыв к свертыванию госкапитализма. К некоторым положениям данного текста мы еще вернемся, но теперь остановимся на фразе относительно «персональной власти премьера», которая на самом деле является властью «коллективного Путина» и которая соответственно уже не может считаться «персональной властью».

Авторы не чувствуют концептуального противоречия, которое таится в этих строках: тут что-то не так – либо «персональная власть», она же диктатура, либо наличие «коллективного руководства», подменяющего «персональную власть», и тогда перед нами уже не диктатура, а олигархия. Но ведь авторы обращения на самом деле идут еще дальше и показывают, что у нас даже и не «олигархия», когда произвол ограничен кругом избранных лиц, а просто разгул чиновничьего класса при полном попустительстве исполнительной и судебной власти.

Скажут, зачем придираться к мелочам, когда понятно, что и так и так все плохо. Придираться к мелочам надо. Чтобы вылечить болезнь и найти нужное лекарство, следует сперва разобраться в диагнозе. Революционеры прежних лет, намного более успешные, чем все нынешние оппозиционеры, как раз не боялись увлечься теоретическими спорами о природе того режима, который они собирались свергнуть. А наши вполне системные либералы уходят от обсуждения, с каким режимом они имеют дело. И, не разобравшись в диагнозе, начинают выписывать не слишком точные рецепты. Например, прописывать нашему государству региональную децентрализацию. В самом деле, если у нас была жесткая диктатура Центра, при которой федеральная власть крепко держит бразды правления, заставляет всех подчиненных соблюдать свою волю, то сосредоточение Центра принятия решений в одной инстанции сковывало бы низовую инициативу и возможным выходом действительно могла бы стать передача части полномочий на места. Но если у нас вместо диктатуры никто их толком не навязывает, тогда к каким благим последствиям может привести децентрализация сама по себе? Экономически-бюрократические кланы просто продолжат захватывать регионы, окончательно порабощая местное население.

Но если авторы перед лицом чиновничьего и криминального беспредела предлагают сделать государство более слабым, менее централизованным, то я вовсе не хочу настаивать на прямо противоположном решении, на том, что его следует сделать более авторитарным. Речь, мне кажется, должна идти не о силе и слабости и не о вертикали и горизонтали, а о форме и бесформенности. Авторы избегают разговора, выражаясь языком Карла Шмитта, о «политической форме» власти, поскольку личный (неизбежное – Путин или Медведев?) фактор полностью заслоняет для них, да и почти для всех комментаторов, фактор институциональный. «Персональная власть премьера усилилась», – говорят они. Но это само по себе хорошо или плохо? Допустим, премьер – не Путин, а скажем, Кудрин. В этом случае, может быть, усиление «персональной власти» такого должностного лица, как премьер-министр, уже не казалось бы авторам обращения чем-то ужасным?

Пока мы не поймем, что «политическая форма», то есть институт власти, важнее, чем лицо, представляющее этот институт, мы так и будем продолжать жить в расхлябанной, вязкой, коррупционной системе, в которой межличностные и клановые отношения блокируют действие любой прописанной правовой нормы. Мы и будем продолжать жить в нашей азиатчине. Российской власти нужна наконец окончательная «политическая форма», в противном случае каждый новый начальник будет всегда по тем или иным благим мотивам переделывать закон под себя. Избирателю нужно решить раз и навсегда, в какой республике он хочет жить – в президентской, парламентской, президентско-парламентской. Уже три года мы на самом деле живем в никакой, три года российская власть существует в неоформленном состоянии. Три года мы существуем при несменяемых ни за какие провинности министрах. И здесь уже действительно власти требуется самоопределение – либо в сторону парламентаризма и кабинета, формируемого правящей партией и подотчетного ей (и лично я считаю этот вариант оптимальным), либо в сторону возвращения к полноценной президентской системе (этот вариант я считаю плохим, но все же предпочтительным по отношению к нынешней бесформенности).

Обществу и мыслящему классу нужно взвесить риски каждого из векторов эволюции нашей тандемократии. При каком из вариантов перспективы демократизации и правовой либерализации режима выглядят более светлыми? Основные авторы обращения стояли у истоков нынешнего формально суперпрезидентского режима, поддержав действующий конституционный строй не по причине, наверное, какой-то особой любви к институту президентства, а исключительно на основании личной лояльности Ельцину. Тогда это «ученое варварство» нам слишком дорого обошлось, и в конце концов именно ему мы обязаны нынешнему разгулу чиновничества.

С одним тезисом обращения можно согласиться – ситуация статус-кво невозможна, выход из этого состояния требует не только полноценной дискуссии о политической трансформации России, но и готовности власти принять окончательную политическую форму и готовности широких кругов общественности принудить власть к окончательному, институционально обеспеченному оформлению. Бюрократия должна быть поставлена в зависимость либо от парламента, либо от президента, а еще лучше сразу от обеих инстанций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1052
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
849
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1017
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
679

Другие новости