0
7106
Газета Политика Интернет-версия

03.04.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Вспомнить рецепты прошлого века

Елена Ведута

Об авторе: Елена Николаевна Ведута – доктор экономических наук, профессор МГУ.

Тэги: экономика, кризис, впк, ссср


экономика, кризис, впк, ссср Фото Reuters

К началу ХХ века в мире утвердилось господство транснациональных корпораций (ТНК), финансовой олигархии. С тех пор мир стал принципиально иным – никакой свободной конкуренции не существует. Поэтому сегодняшние предложения, свойственные либеральному направлению экономической мысли, по организации конкуренции между регионами России или подразделениями госкорпораций посредством дробления страны и ее корпораций означают попытку повернуть движение России вспять и вычеркнуть ее из истории.
В течение всего ХХ века имел место глобальный кризис, периодически «разрешаемый» мировыми войнами, после которых начинался подъем экономики. Дирижером глобального кризиса является мировая финансовая олигархия, использующая построение выгодных для нее международных валютных систем, запуск мировой инфляции и спекулятивных финансовых инструментов для перераспределения доходов и собственности в свою пользу, то есть для централизации мирового капитала. Этот процесс обслуживается монетарными теориями – кейнсианством и монетаризмом, внедренными в образование в нашей стране, как выясняется, уже с 5-го класса.
Мировой финансовой олигархии противостоял СССР, который был вынужден в 30-х годах заниматься ускоренной индустриализацией страны для обеспечения ее обороноспособности. Для расчета траектории своего развития (плана) корпорация «СССР» впервые в мире применила итеративный процесс (процесс последовательных приближений) согласования материальных, трудовых и финансовых балансов. Именно тогда была создана четкая система управления страной, работавшая как часы.
Однако до сих пор существует полное непонимание планирования экономики как механизма, позволяющего координировать связи производителей для эффективного выполнения заказов конечных потребителей – домашних хозяйств, государства, экспортеров. Именно эта система позволила СССР ускоренными темпами осуществить индустриализацию, выиграть Великую Отечественную войну, восстановить экономику и стать державой, определяющей развитие биполярного мира.
После восстановления экономики в условиях холодной войны перед нашей страной встали новые задачи. Нужно было повысить качество жизни при соблюдении военного паритета, обеспечить рост реальной платежеспособности национальной валюты, повысить гибкость планирования экономики и т.д.
Создание ВПК 60 лет тому назад позволило СССР сохранять военный паритет. Решение другой стратегической задачи по эффективной координации деятельности всех производителей в желаемом направлении требовало внедрения киберсистемы. Ее основой служит динамическая модель межотраслевого баланса, представляющая собой согласованный алгоритм действий по настройке отечественного производства на выполнение заказов конечных потребителей за счет внедрения эффективных инноваций. Эту задачу корпорация «СССР» не решила. Приоритет был отдан ее демонтажу посредством проведения реформ, усиливающих хаос в управлении и ведущих к господству других интересов над интересами страны в целом. Этот процесс с рекомендациями дробления страны продолжается до сих пор, что грозит уже развалом России и гибелью всех ее корпораций.
В отличие от тысячелетнего опыта международных финансовых спекуляций опыт планирования экономики СССР исчисляется лишь десятилетиями. Недостатки планового опыта СССР, «воспеваемые» сегодня конкурентами России, не являются неотъемлемыми свойствами стратегического планирования экономики. Его оппоненты наивно или сознательно понимают под недостатками директивность плана вместо индикативности, называют план ГУЛАГом, заявляют, что Госплан планировал сверху все «до гвоздей» и т.д. Очевидно, что это не так.
Во-первых, план – это алгоритм действий, согласованных во времени и в пространстве. Всякие сценарные прогнозы, обещающие достижение некоторых фантазерских целей через 30–50 лет, есть лишь предплан, который без наличия плана – алгоритма действий служит прикрытием для продолжения развала государства. Поэтому противопоставление индикативного плана, являющегося предпланом, директивному плану, являющемуся алгоритмом действий, – абсурд.
Во-вторых, директивный план, составляемый в интересах нации, является единственным научно обоснованным механизмом, позволяющим реализовать истинную демократию. План, как и рынок, является лишь инструментом координации информационных процессов и не имеет никакого отношения к политическим режимам, производящим ГУЛАГ, Бухенвальд, Гуантанамо и т.д.
В-третьих, порочным также является представление о плане как финансовой поддержке «точек роста» посредством запуска инфляции, ведущей к диспропорциональности и к углублению кризиса в стране. У нас нет возможности «рисовать» мировую валюту для ее экспорта и переноса запускаемой мировой инфляции в другие страны в обмен на их материальные ресурсы. Поэтому в нашей стране выделение огромных денежных средств без их обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, естественно, превращается в невозможность практического их освоения, то есть в очередной финансовый пузырь.
В-четвертых, в предложенном недавно Минэкономразвития законопроекте «О государственном стратегическом планировании» под объектом стратегического планирования понимается не экономика, а документооборот. Такой законопроект не только служит развертыванию хаоса в России как стратегического вектора ее движения к собственной гибели, но и блокирует жизненно важное для России стратегическое планирование экономики.
Сегодня перед Россией остро стоит задача выживания. У нее есть последний шанс – запуск стратегического планирования национальной экономики. История показывает, что в условиях развертывания глобального кризиса и эскалации военных действий поддержка военного паритета должна стать сегодня ключевым приоритетом России для создания условий перехода к устойчивому росту качества жизни. Поэтому сегодня именно ОПК объективно должен стать полигоном внедрения в стране стратегического планирования на базе динамической модели межотраслевого баланса, чтобы решить задачи управления экономикой, стоявшие перед СССР еще в начале 50-х гг.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
984
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2789
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1581
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1944

Другие новости