0
3360
Газета Политика Интернет-версия

06.12.2013 11:46:00

Дивный новый мир

Андрей Татаринов

Об авторе: Директор Центра Актуальной Политики


Сергей Неверов рассказывает о своей загородной недвижимости, и Евгения Альбац благодарит его за откровенность и «мужской поступок». Высокопоставленный единоросс не отделывается заявлением для прессы, комиссия по контролю за доходами не отказывается собираться под благовидными предлогами, а либерал-журналисты не встречают любое сказанное и не сказанное слово одинаково ожесточенным гудением в радиоэфирах и скрипом клавиатур в бложиках. Слова сказаны обеими сторонами, и понятно, что каждой придется за них нести ответственность.

Удивительное рядом. Оппозиционных кандидатов и оппозиционные партии больше не снимают с выборов и даже прощают многие огрехи – избирательные кампании становятся ярче и конкурентнее. Кампании Ройзмана в Екатеринбурге, Навального в Москве, «Патриотов России» в Осетии, РПР в Ярославле – прямые тому доказательства.

За последние пару лет российская политическая система изменилась и формой, и содержанием. Зарегистрировано уже 75 политических партий. 50 непарламентских партий участвовали в сентябрьских выборах, 27 из них теперь представлены в региональных парламентах. Все эти партии по сути – новые сообщества, через которые современный политический класс может реализовывать свои амбиции и интересы. 75 полноценных легитимных политических площадок для входа и продвижения себя в политике.

И «правила игры» сформулированы просто – настолько же просто, насколько этого требует современное российское общество, вместе и по частям.

Главным запросом и главной претензией к власти во все времена было требование ее открытости, честности и последовательности. Социальные и политические протесты возникали и возникают там, где общество не понимает логики принятия решения – в первую очередь, из-за непрозрачности властных механизмов и отсутствия взаимного доверия. И в эти неудобные для всех моменты от имени общества пытаются говорить всевозможные горлопаны, которые в любой другой ситуации столь заметными никогда бы не стали.

Сейчас мы находимся как раз в той точке, когда взаимное движение навстречу уже не просто различимо, оно очевидно. Власть отвечает на запросы общества – его морального большинства, с которым есть о чем разговаривать и которое настроено хоть на какое-то развитие в принципе, а не на топтание вокруг исключительно «горячих» тем.

Один из результатов закрытости власти – коррупция. Но громкие дела следуют уже одно за другим – губернатор Тульской области Дудка, дело «Оборонсервиса», что еще на слуху? Чуть ли не каждый день появляются новости о делах, заведенных против госслужащих самого разного уровня – за взятки и вымогательство. А через время выносятся обвинительные приговоры: по словам генпрокурора Юрия Чайки, только за первые 6 месяцев 2013 года 3600 чиновников осуждены по делам о коррупции, кроме того за 9 месяцев 2013 года по итогам прокурорских проверок 59 000 должностных лиц привлекли к дисциплинарной и административной ответственности.

Вспомните пример Владимира Пехтина. Когда такое было, чтобы председатель комиссии ГД сам уходил в отставку, как только был поднят вопрос о его зарубежной недвижимости? А ведь мог просто постараться тему «заиграть», потянуть время и отделаться сухим опровержением.

Это и есть новые «правила игры». Политический класс методом проб и ошибок, но достаточно быстро учится нести ответственность за свои действия. И обусловлено это скорее именно этическими, а не процессуальными нормами.

Система открыта на вход – и новым партиям, и общественным деятелям, и правозащитникам. 4 декабря движение «Гражданское достоинство» объявило о результатах конкурса на получение президентских грантов среди правозащитных организаций. Большинство победителей конкурса, среди которых будут распределены 200 млн. руб. – те, кто еще недавно ассоциировался исключительно с оппозиционным лагерем. Движение «За права человека», Московская Хельсинкская группа, ассоциация «Агора», центр «Мемориал», «Голос». Гранты не индульгенция, не подарок и не гонорар за лояльность – это работа и дополнительная ответственность для организаций, претендующей на профессионализм, но прежде действовавших весьма и весьма тенденциозно.

Другой пример понятных «правил игры» закрытие «Мастер-банка», которое кажется неожиданным. Публичное раскрытие масштабной схемы отмывания средств и «обналички» еще недавно могло трактоваться только новым «переделом» - но в логику новой системы вписывается наилучшим образом. Неважно, кто за этим банком, важен факт преступления. А еще важно вернуть вклады всем тем, кто к «серым» схемам не имел отношения – и запаса прочности российской финансовой системы для этого хватит. Потому и не происходит митингов ни «Руки прочь от Мастер-банка», ни, наоборот, «Верните наши деньги»: если ситуация разрешается в правовом поле, митинги не нужны и не эффективны даже как PR-инструмент.

Каждый день дает нам новые примеры того, как новые подходы вытесняют старые. Подрались в коридоре Госдумы два депутата от ЕР, Журавлев и Делимханов. У последнего выпал из кармана предмет, сразу ставший мемом – «золотой пистолет». Оба депутата уже призвали считать конфликт исчерпанным – но общество может не сомневаться в том, что история с пистолетом обязательно будет расследована, ношение огнестрельного оружия просто так теперь даже депутатам не прощают.

Понятные правила игры удобны тем, что все участники процесса понимают границу. Там где появляется оружие – политика заканчивается. Там где булыжники летят в голову – политика заканчивается. Там где молоток и членовредительство – политика заканчивается и начинается история болезни. Сегодня в редакциях СМИ иногда корреспонденты спорят о том, кто должен освещать то или иное событие: отдел политики или отдел происшествий.

Новая реальность обществом принята. «Болотные протесты» сошли на нет в связи с неинтересностью остальным россиянам, рейтинг Путина как лидера и ключевого символа политической системы стабильно высок. При этом очень многим персоналиям, желающим считаться политическими игроками, соответствовать новым вызовам и новому качеству политики будет трудно. Они так не умеют.

Господин Навальный, объявивший себя главной жертвой режима, остается на свободе, в отличие от десятков чиновников, получивших приговоры по той же статье, что и он. Адвокатский статус, полученный в регионе, в котором он «поработал» советником губернатора, поддельный военный билет, дело «Ив Роше», по сути семейное дело Навальных, нелегальные агитматериалы на выборах, «серый» сбор денег через Яндекс.Кошельки и 7 млн. неизвестного происхождения на банковском счете – все это как клейма его приверженности старому стилю. Коррупционно-романтический old school. Судимость не позволит участвовать в выборах. Регистрировать партию видный юрист, видимо, не желает – потому что быть «одним из 75» ему не интересно, а на большее рассчитывать не приходится. Перспектив на выборах для «Народного альянса» нет даже в Москве - выборы в МГД пройдут, скорее всего, в одномандатных округах и кандидатам «от Навального» на победу рассчитывать не приходится – любой кандидат от «Единой России» сразу стартует с рейтинга в 20-30%, все остальные практически с нуля. Что остается? Остается прикрываться компроматом насильных мира сего, дабы выглядеть не уголовником, а мучеником.

Изменение политической системы превращает Навального в инструмент для тех, кто за системой опоздал и остался в старых реалиях. Сергей Неверов предположил, что именно так родилось «расследование» по дачному кооперативу «Сосны» - что инициатором очередной антиединоросской кампании Навального был Алексей Кудрин, а еще одним участником – Александр Винокуров. В 2008 году, будучи министром финансов РФ, Кудрин выдал банку «КИТ-Финанс» кредит в 135 млрд. руб. После этого глава банка Александр Винокуров из банка ушел и уже как бы из личных сбережений профинансировал создание телеканала «Дождь». Теперь по стечению обстоятельств именно этот телеканал первым из СМИ добрался до «Сосен» и выпустил «продолжение расследования». Бывший министр, бывший банкир и бывший кандидат в мэры играют в игры в стиле Компромат.ру, только подороже.

Возможно, именно желание «остановить мгновение» и делает многих действующих лиц «бывшими». Господин Немцов выбрал то мгновение, когда был разудалым «преемником» - и так и остается нереализовавшимся политическим хулиганом, хоть и снова с депутатским удостоверением. Там же где-то в 90-х остается, например, глава МК Павел Гусев, когда главными рекламодателями были бордели. Все они теперь – контрэлита, бенефициары старых правил.

Стал ли таким бенефициаром бывший сотрудник администрации Президента Алексей Чеснаков? Новый уклад он критикует буквально во всем: факт регистрации новых партий – «показная мультипартийность», а отказ в регистрации «Народного альянса», по его мнению, «демотивирует избирателя». Чеснаков пишет в парадигме политтехнолога, когда важны не собственные субъектные действия, а исключительно способы мотивации и демотивации избирателя. Вполне логично, что его тексты выходят на сайте znak.com, принадлежащем очень «технологичному» политику и бизнесмену Михаилу Прохорову. «Доверие к партиям как институту, способному в современных условиях эффективно агрегировать и отстаивать политические интересы, неуклонно падает. По уровню доверия они находятся на последнем месте среди всех социальных институтов» - сообщает бывший заместитель секретаря Генсовета «Единой России», как бы не причастный к становлению партийной системы.

Трендсеттером новой политической системы стал Владимир Путин, но состоявшейся и долговечной она станет, когда принципам открытости и ответственности начнет по собственной воле следовать большинство «государевых людей» в регионах. Пока еще, к сожалению, случаются истории типа «казуса Столярова-Жилкина». Губернатор Астраханской области Александр Жилкин, по сути сделавший мэром Астрахани Михаила Столярова, после разоблачения последнего не торопится не то что в отставку подать, но и попросту извиниться перед астраханцами.

Так или иначе, следующий единый день голосования заставит весьма значительную часть политического класса «синхронизироваться» с дивным новым миром и его «правилами игры».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
644
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
566
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
676
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости